В вузах страны развивается проектная деятельность

С первых курсов студенты российских вузов начинают изучать профильные предметы через кейсы от предприятий, научно-исследовательских институтов и бизнес-сообществ. Проектная деятельность учит их самостоятельно, быстро и качественно решать самые разные задачи: от разработки сайтов до поиска новых возобновляемых источников энергии. В итоге к окончанию вуза у студента уже появляется готовое портфолио и набор важных компетенций для успешного начала карьеры.
 
Ивановский государственный энергетический университет. Фото: Minobrnauki.gov.ru 

Об этом сообщает пресс-служба Минобрнауки.

Собрать тренажер для реабилитации мышц после инсульта, определить психологическое состояние первокурсника, организовать мероприятие с нуля и создать антибактериальные пленки — эти и многие другие проекты разрабатывают студенты российских университетов в рамках проектной деятельности.

Сегодня формат традиционных лекций и семинаров в вузах «разбавляется» проектной работой, направленной на получение практического опыта. Для каждой специальности — свой проект или исследование. Задачи поступают от вуза, компаний-партнеров, либо «вырастают» из идей самих студентов. Участие в проектной деятельности поможет получить навыки командной работы и публичных выступлений, развить лидерские качества, пополнить портфолио и наладить взаимодействие с будущими работодателями.

Во многих университетах проектную деятельность выделяют как отдельную дисциплину, а с 2021 года студенты 40 российских вузов смогут защитить выпускную квалификационную работу как в виде академической работы, так и новым способом — в виде стартапа.

Построить самолет и найти золото

В Ивановском государственном энергетическом университете проект студенческого конструкторского бюро «Алмаз» начался с большой мечты. По словам студента кафедры теоретической и прикладной механики Гарика Долунца, он всегда мечтал построить самолет. Руководство университета Гарика поддержало и выделило средства на первый проект бюро — разработку квадрокоптера «Алмаз-8» с использованием аддитивных технологий.

За полтора года с открытия «Алмаза» Гарику удалось собрать команду единомышленников и создать два рабочих квадрокоптера. Партнером бюро стал детский технопарк «Кванториум. Новатория», который предоставил студентам 3D-принтеры и лазерные станки. Работу по проектированию и конструированию БПЛА Гарик продолжил в рамках диплома. Он рассчитал и создал на базе бюро реальный прототип корпуса гидроплана при поддержке Центра компетенций НТИ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Следующих этап для бюро «Алмаз» — сотрудничество с компаниями.

«Планируем поработать силами энтузиастов студенческого конструкторского бюро с реальными проектами предприятий. Российский завод международной компании «Beko» предложил задачу — добиться снижения уровня вибраций стиральных машин при отжиме. Ивановский завод тяжелого станкостроения готов предоставить нашим ребятам на усовершенствование элементы станков. Это очень важно для студентов — видеть, как работает то, что они сами спроектировали и собрали», — отмечает заведующий кафедрой теоретической и прикладной механики Леонид Маслов. 

В Томском политехническом университете дисциплина «Творческий проект» включена в учебные планы для перво- и второкурсников. Студенты программы «Химическая технология материалов современной энергетики» на последней защите проектов представили настольную STEM-игру по технологии получения серной кислоты, квесты «В поисках золота» и «Урановая граукома».

«Студенты этого направления — классические инженеры, и навыки проектной работы им просто необходимы. Потому что после выпуска они пойдут работать на предприятия, в команды специалистов, работающие в проектной логике. Проектная деятельность в вузе помогает студентам проявить свои лучшие качества, научиться работать в команде и выйти на новый уровень освоения знаний по специальности. Ведь сделать свой проект — это не то же самое, что написать реферат, который потом просто ляжет на полку, — говорит руководитель программы, доцент отделения ядерно-топливного цикла Лилия Леонова. — Обычно я предлагаю студентам десять тем на выбор, также могу принять идеи проекта от студентов. Все они тематически связаны со специальностью — химия, редкие и радиоактивные элементы. По желанию они формируют команды по четыре-пять человек».

Цифровой квест «В поисках золота» был создан по мотивам «Пиратов Карибского моря». Участники ищут золото, а помочь им может только знание химии и фактов о драгоценном металле. Настольная STEM-игра посвящена технологии производства серной кислоты. Участие в игре дает возможность дорабатывать химические процессы, совершенствовать аппараты, тратя или приобретая «кредиты». А «Урановая граукома» — это квест-комната. По легенде, ученые разрабатывали в ней вакцину от быстро распространяющегося заболевания, но не успели это сделать. Так что производством «антидота» в комнате-лаборатории занимаются игроки квеста. 

 
Воронежский государственный технический университет. Фото: Minobrnauki.gov.ru 

«Центр проектного мышления» и волонтеры в школах

В «Центре проектного мышления» Воронежского государственного технического университета студенты проходят обучение основам социального проектирования: проектным практикам, определению целей и форматов проекта, управлению и продвижению. Занятия ведут ведущие специалисты региона в сфере социального проектирования и проектного управления, а также приглашенные эксперты из других областей.

Сегодня один из наиболее ярких студенческих проектов связан с разработкой специального устройства для дезинфекции автомобильного салона. Авторы предлагают использовать портативный облучатель-рециркулятор, который можно разместить в любом автомобиле, не вмешиваясь при этом в конструкцию самого салона. С его помощью можно будет защитить пассажиров от различных болезнетворных бактерий и вирусов. Конструкция устройства уже разработана, сейчас идет изготовление прототипа.

В прошлом учебном году в ВГТУ прошел проектно-образовательный интенсив по модели Университета Национальной технологической инициативы 20.35. В отборочном тестировании приняли участие 1305 обучающихся бакалавриата и магистратуры, 150 человек были приглашены для работы в проектных командах.

В рамках ФП «Социальная активность» Национального проекта «Образование» волонтерский центр Пензенского государственного университета архитектуры и строительства стал инициатором долгосрочного проекта «Волонтер в школе».

Особое внимание активисты уделяют развитию движения по пропаганде здорового образа жизни. Проект «Добровольческое профилактическое движение Пензенской области “Здоровая инициатива”» направлен на снижение количества случаев асоциального поведения среди школьников.

Участниками станут более двухсот школьников Пензенской области. В рамках реализации проекта будет проведена Школа волонтера по обучению навыкам профилактической деятельности, на базе школ будут созданы добровольческие движения - ученики будут вовлечены в реализацию социально значимых мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и профилактики наркомании и правонарушений.

Борьба с борщевиком и прогноз состояния нефтяной скважины в режиме реального времени

В учебном процессе Тверского государственного университета проектные технологии предполагают соблюдение определённой последовательности действий: выявление проблемы - поиск методов ее решения — презентация готового продукта. Студентка 2 курса магистратуры биологического факультета ТвГУ Софья Забенкова исследует особенности накопления тяжелых металлов агрессивным инвазивным видом растения — борщевиком Сосновского. Его сок, попадая на кожу, вызывает болезненные ожоги, похожие на солнечные. Изучение особенностей накопления металлов этим растением может помочь в разработке эффективных методов борьбы с ним.

Софья провела количественный анализ содержания элементов в растении и выяснила, что борщевик Сосновского активно накапливает бор, молибден, литий, кальций, сурьму и некоторые другие элементы. Большинство из них активнее накапливаются в надземной части, чем в корнях. Затем Софья обработала растение солями разных металлов. Так она выяснила, что, во-первых, токсичный мышьяк, которого не было до полива, начинает активно усваиваться растением; во-вторых, существенно уменьшается содержание олова. Мышьяк замедляет темпы роста растений, снижает урожайность, а олово оказывает влияние на содержание магния, который играет важную роль в фотосинтезе.

 
Уфимский государственный нефтяной технический университет. Фото: Minobrnauki.gov.ru 

Курс «Проектное обучение технологическому предпринимательству» реализуется в Уфимском государственном нефтяном техническом университете с 2017 года — в рамках реализации стратегического проекта вуза, направленного на развитие молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан. За период действия магистерской программы «Технологическое предпринимательство» студентами подготовили 20 проектов собственного инновационного бизнеса, которые получили поддержку Фонда Бортника и принимали участие в этапах акселерационной программы «Большая разведка».

Среди интересных кейсов — проект внедрения программного комплекса «Цифровой помощник технолога ЦПТ — Добыча» Роберта Игнатова, который в режиме реального времени предоставляет прогноз состояния нефтяной скважины на основе данных работы насосного скважинного оборудования и проект создания производства простых эфиров целлюлозы Даниила Воробьева. Последний был представлен на презентационной встрече «Экономический и инвестиционный потенциал РБ», одобрен к реализации Министерством промышленности Республики Башкортостан и вошел в число 100 инвестиционных проектов к 100-летию образования Республики Башкортостан.

Разработки для жизни

Уже третий год подряд все второкурсники Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) проходят курс «Основы проектной деятельности». В начале семестра они должны выбрать проект, в конце — представить итоговый продукт заказчику. Суммарно за время курса создаются более 500 проектов.

Владислав Костарев, студент Института компьютерных наук и технологий СПбПУ, разрабатывает тренажер для реабилитации мышц руки после инсульта или спинальной травмы. «В Мариинской больнице нам сказали, что тренажеры для реабилитации людей после инсульта есть, но они дорого стоят, тяжелые, и обладают большим количеством других недостатков. Нас это зацепило. После посещения больницы мы решили сделать стационарный тренажер», — рассказывает Владислав.

Получившийся прибор весит шесть килограмм, поэтому его можно перенести с кровати на кровать. У него есть крепления, экран, через который доктор назначает программу, аудиосопровождение действий пациента и датчики электромиографии, фиксирующие мышечную активность. Врач неврологического отделения Мариинской больницы написал студентам письмо, в котором отметил важность и перспективность разработки для медицинских учреждений.

Центр проектного творчества в Пензенском государственном университете работает с 2017 года. Среди проектов, которые уже получили признание горожан: мобильное приложение «Историческая Пенза», сервис PrintBox для печати документов без участия оператора с помощью чат-бота ВКонтакте, веб-сайт Детского технопарка Пензенской области «Кванториум НЭЛ» и другие.

Студент ПГУ Кирилл Балаев применяет VR- технологии для обучения выживанию в лесу. Как подать сигнал, если ты заблудился, развести костер, найти воду, сохранить тепло — всему этому можно научить человека при помощи приложений для шлема виртуальной реальности. Полезные навыки можно обработать даже дома.

«Идея проекта возникла после прочтения одной научной статьи, где говорилось, что студентам, обучающимся на военных кафедрах, необходимо преподавать науку выживания в экстремальных условиях, что это важно для них по долгу службы. Актуальность этого проекта связана также с большим количеством людей, пропадающих в лесах. Я надеюсь, что проект получит известность и будет доступен, в том числе и в программе школьного курса. Тогда школьники смогут обучаться необходимым навыкам подачи сигналов, разведения огня в лесу, нахождения воды», — отмечает разработчик.

Кирилл стал победителем программы «УМНИК-VR» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпроекта «Цифровая экономика РФ». 

 
Северо-Кавказский федеральный университет. Фото: Minobrnauki.gov.ru 

Организация мероприятий как способ вывести студентов из зоны комфорта

Проектная деятельность на факультете сервиса, туризма и гостеприимства Санкт-Петербургского государственного экономического университета включена в профессиональные дисциплины, курсовое проектирование и производственные практики. За последние четыре года студенты реализовали более 150 учебных проектов разных направлений и масштабов, от маленьких на 20-50 человек, до больших форумов и конференции на 600 человек с международным участием. В университете отмечают, что активная работа с внешним миром и выход студентов из зоны комфорта для самореализации и определения в профессии — ключевые принципы организации проектного обучения.

В процессе студент участвует в не менее чем трех проектах в разных ролях: и как участник команды, и как менеджер. Среди самых интересных проектов: конференция «TedxYouth», эко-фестиваль «GreenFashionFest», иммерсивное путешествие с выставкой «So Different Asia 2.0», мастерская профориентации «Профпогружение» и «Профпробы» для школьников, цикл мероприятий для пенсионеров «Книга путешествий 4 главы: Италия, Израиль, Германия, Корея» и другие.

В Северо-Кавказском федеральном университете подготовку к форумам и конкурсам различного уровня осуществляет Школа проектной деятельности. Круглогодичная площадка включает образовательную программу, которая позволяет студентам освоить навыки по продвижению, эффективному управлению и развитию проектов. Так, в прошлом году студенты СКФУ стали участниками и волонтерами Всероссийского молодёжного образовательного форума «Территория смыслов». В 2019 году представители университета выиграли 16 грантов на Северо-Кавказском молодежном форуме «Машук».

Студент вуза Ерстем Шоров стал одним из победителей заочного Всероссийского конкурса молодёжных проектов с разработкой «Маршрутное телевидение». Благодаря его инициативе в общественном транспорте Ставрополя установлены мониторы с модулем геопозиционирования. Это позволяет создать систему информирования населения и гостей города о достопримечательностях, региональных и федеральных новостях, объектах культурного наследия, правилах безопасного поведения в городской среде.

Проекты для науки

В проектной деятельности Дагестанского государственного университета задействованы более 300 студентов. Арслан Алиев, студент физического факультета, в своей работе «Расчет местных ресурсов солнечной и ветровой энергии в пригороде Махачкалы» изучает возможности строительства природных мельниц в Дагестане. «Думаю, что в скором времени человечество перейдет на нетрадиционные и возобновляемые источники энергии. Если не во всех, то во многих странах», — отметил студент.

Победительница программы «Умник», магистрант химического факультета ДГУ Абай Максубова работает над созданием антибактериальных плёнок. «Эти пленки могут найти применение в тонкопленочных литий-ионных аккумуляторах, в медицине, как антибактериальное покрытие, как резист в нанолитографии. В перспективе их можно использовать в современных устройствах для накопления энергии», — подчеркнула Абай.

В Российском новом университете проектная деятельность ведется в рамках учебного процесса, студенческих научных кружков и конкурса «Научный подход». Большинство проектов зарождаются в стенах собственной лаборатории. Ребята работают над разработкой конкретного проекта, который в дальнейшем становится частью ВКР.

Одним из победителей конкурса «Научный подход-2020» стал Никита Мизин. Молодой ученый занимается исследованием функционального состояния первокурсников в процессе обучения с использованием компьютерного кардиографа «Кардиокод» и ай-трекера.

«Работать над проектом я начал со 2 курса. У нас уже была научная лаборатория, и я пришел с желанием работать с проявлениями повышенной тревожности у студентов. Сначала аппаратуры было задействовано немного, но потом, со временем, когда работа переросла во что-то большее, процент психофизиологических исследований возрос, мы начали объединять несколько подходов с использованием ай-трекеров и научной разработки РосНОУ — "Кардиокода", включили в исследование транзактный анализ и когнитивно-поведенческий подход. Дополнительно я интегрировал своё исследование феномена повышенной тревожности в рамках подготовки к ВКР. Мы провели обследование наших студентов и представителей других вузов: ВШЭ, МГПУ, работали с вожатыми, проверяли их стрессоустойчивость, взаимоотношения друг с другом», — рассказывает Никита.

Сразу по итогам теста, выдается рекомендация, а в процессе обсуждения результатов скорректировать психофизическое состояние человека. Систему можно применять в самых разных сферах, например, тестировать потенциальных сотрудников при устройстве на работу или оценивать состояние летчиков перед полетом. Программа станет полезным и ценный инструментом в работе психолога.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале