Академик Чубарьян обнаружил пробел в изучении истории в колледжах

Изучение российской истории ХХ века идет сейчас в 10-11 классах, а потому минует ребят, ушедших в систему среднего профобразования после 9-х классов, сообщил научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. Предполагается, правда, что этот пробел восполнится в ходе обучения в колледжах.
Фото: Pobedarf.ru 

Учащихся российских колледжей (а их число уже превысило 50% некогда поступивших в 1-е классы) фактически отлучены от изучения отечественной истории всего ХХ века, а если и изучают ее, то по пособиям, не прошедшим экспертизы и не имеющим допуска для изучения детьми, сообщает «МК».

В Госдуме уже готовы ко второму чтению поправки, распространяющие на учебники для колледжей правил экспертизы и присвоения грифов, разрешающих их изучение студентами СПО.

Эта часть проблема скоро будет закрыта, но, по словам Александра Чубарьяна, пока неясно, как быть с другим аспектом изучения истории в системе среднего профобразования.

«Новая, линейная система преподавания отечественной истории в школе предполагает изучение всего ХХ века в 10-х — 11-х классах, а, значит, все, кто уходят в систему СПО после 9-го класса, ее не проходят. В этой связи я предлагаю в последней четверти знакомить девятиклассников хотя бы с основными вопросами российской истории этого периода. А именно: с русскими революциями; Великой Отечественной войной; реформами конца 1980-х — 1990-х годов; а также с присоединением Крыма к России», — цитирует академика газета.

Он добавил: «В конце июня на общем собрании Российского исторического общества мы обсудим этот вопрос, а также основные подходы в учебниках к истории Великой Отечественной и второй мировой войны. Серьезные пробелы в исторических знаниях демонстрируют, согласно опросам, и учащиеся средних школ. Поэтому в отсутствие обязательного ЕГЭ по истории предлагаю также ввести в 11-х классах обязательные проверки знаний выпускников школ хотя бы основных событий Великой Отечественной войны».

Осенью, по словам Чубарьяна, завершится подготовка концепции преподавания в школе всеобщей истории (аналогичная концепция и культурно-исторический стандарт изучения отечественной истории приняты в 2014 году). Особый акцент там будет сделан на роли России в мировых процессах. Однако главная цель новой концепции — синхронизация преподавания зарубежной истории с российской, а, возможно, и с курсом литературы — например, чтобы одновременно проходить по истории Отечественную войну 1812 года, а по литературе — «Войну и мир» Толстого.

Россия — единственная страна мира, где в школах сейчас в полном объеме проходят всемирную историю. Однако вскоре, как опасаются специалисты, этому может прийти конец. Число часов, отводимых на изучение истории в российских школах постоянно сокращается, причем, происходит это в основном как раз за счет всеобщей истории. Между тем минимальный объем изучения этого предмета не должен быть меньше двух часов в неделю, убежден Чубарьян.

Тем временем, Минпросвещения разрабатывает новые базовые рабочие программы по изучению истории. В первую очередь такие программы будут полезны образовательным организациям с низкими результатами обучения. 

По итогам проведенной проверки в 70% программ в этих школах выявлены серьезные проблемы, требующие исправления. Более половины таких программ в указанных школах не в полной мере отображали ключевые события, или же в них вовсе отсутствовала информация о героизме и подвиге защитников Брестской крепости, об обороне Севастополя и Одессы, Нюрнбергских и Токийских судебных процессах и ряда иных важнейших для сохранения исторической памяти событий.

Мониторинг показал, что в указанных школах нередко выбор в качестве рабочей программы падал на некачественный методический образец (рабочие программы других образовательных организаций, которые требует дополнительного исследования), а также отсутствовал учет примерной основной образовательной программы при разработке рабочей программы школы. Разработка новых программ будет вестись с привлечением ведущих научных коллективов, ряд программ, прежде всего для 5-х-9-х классов, планируется представить уже к началу нового учебного года.

 
 Александр Чубарьян. Фото: Ru.sputniknews-uz.com 

***

Александр Чубарьян (1931) — российский историк, специалист в области новейшей истории Европы и истории международных отношений. Доктор исторических наук, профессор, действительный член РАН, лауреат Государственной премии России.

Научный руководитель Института всеобщей истории РАН, президент Государственного академического университета гуманитарных наук, председатель Национального комитета российских историков, сопредседатель Российского исторического общества.

Главный редактор периодических изданий «Европейский альманах», «Историческое пространство. Проблемы истории стран СНГ», «Международный журнал социальных наук», «Одиссей. Человек в истории», «Россия и Балтия», «Цивилизации», «Cold War History»; член редколлегий «Военно-исторического журнала», журналов «Вестник Российской академии наук», «Новая и новейшая история», «Общественные науки и современность» и «Вестник архивиста».

Автор свыше 350 научных публикаций.

В 2006 г. в издательстве «Просвещение» вышел учебник истории А. О. Чубарьяна, А. А. Данилова и Е. И. Пивовара.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале