Как поздороваться со священником?

Современные риторики уже не учат нас, как писать письма или прошения адресатам с разными общественными статусами; как обращаться к высшим, равным и низшим по положению (да и нет у нас теперь никаких обращений). Учебниками по этикету пользуются разве что дипломаты. И, пожалуй, единственное место, где все еще существует не только строгая иерархия, но и целая система обращений и этикетного поведения — это храм.
 
 Фото: Uspeniya-saransk.cerkov.ru

Прежде всего нужно помнить о том, что храм — дом Божий на земле, и входить в него полагается тихо и благоговейно, т.е. со страхом Божиим, глубоким уважением (таково значение церковнославянского слова «благоговение»). По сложившейся традиции при входе в церковь или монастырь (и выходе из них) принято перекреститься и поклониться. Войдя и остановившись при дверях, нужно совершить три поклона, каждый раз осеняя себя крестным знамением и произнося про себя краткую молитву: «Боже, милостив буди мне грешному» (поклон), «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя» (поклон), «Создавый мя, Господи, прости мя» (поклон).

Увидев священника, нужно правильно поприветствовать его. Вот только как понять, кто из встретившихся вам служителей в почти одинаковых для непривычного глаза черных одеждах (которые называются подрясниками и/или рясами) — священник, а кто — диакон или алтарник (впрочем, алтарники вне богослужения одеты в светское платье)? Это просто: священник всегда носит на груди наперсный крест («перси» по-церковнославянски значит «грудь»), а диакон нет (не говоря уже об алтарниках). Подрясники и рясы — длинные, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяния, расширяющиеся книзу, с запáхом, — повседневная одежда духовенства и монашества всех степеней; у монахов — черного цвета, у белого (т.е. немонашествующего) духовенства может быть также темно-синей, коричневой, серой и белой (светлых тонов — для летней поры). Ряса отличается от подрясника только покроем рукава — длинного, расширенного книзу; носят ее только священники (поверх подрясника, как это следует из формы последнего слова). Диаконы во внебогослужебное время обходятся только подрясником. Само слово «ряса» происходит от греческого прилагательного to ráson («оскребанная, без ворса; вытертая, поношенная»); такую почти нищенскую одежду носили монашествующие в Древней Церкви, через них ряса вошла в обиход всего духовенства. Все богослужения, кроме литургии, священник совершает в подряснике и рясе, поверх которых надеваются еще особые богослужебные одеяния (ризы); диаконские одеяния, соответственно, — поверх подрясника.

Убедившись, что перед вами священник, надо с ним поздороваться... вот только «Здравствуйте!» священнику не говорят. Правильной формой приветствия будет испрашивание благословения: «Отче, благословите!» (если имя вам пока не известно) или «Отец имярек, благословите!» Если вы знаете, что перед вами настоятель храма — «Отец настоятель, благословите!» У диакона благословения не берут, а просто здороваются: «Отец диакон (отец имярек), добрый день!» Впрочем, если вы не уверены, кто перед вами, всегда лучше ошибиться в «высшую» сторону — тогда диакон ответит: «Благословил бы, да благодати не хватает!» Или просто скажет, что он не священник.

 
 Фото: Uspeniya-saransk.cerkov.ru

Наперсные кресты, которые носят обычные священники, делаются из металла белого цвета, простыми, без украшений; но если вы увидите перед собой священника с желтым крестом, то это может быть уже и протоиерей (приставка прото- происходит из греч. prōtos — «первый»), буквально «первосвященник» или старший священник. Если священник носит крест с украшениями, то это протоиерей наверняка. К нему, соответственно, обращаются «Отец протоиерей, благословите!» Взяв благословение у незнакомого священника, совсем не зазорно спросить: «Простите, отче, не знаю Вашего имени/ как Вас зовут?» Помните, что обращение «батюшка» уместно только по отношению к старшему по положению или заслуженному, почитаемому церковным народом священнику. Будет некорректно, да и по сути неправильно назвать «батюшкой» молодого священника, тем более — в присутствии старшего, например, одного из священников храма — при настоятеле.

Кстати, если проблема приветствия старшего из нескольких священников кажется совсем уж неразрешимой, переложите ее решение на самих священников — «Честные отцы, благословите!», и старший из них вас благословит.

Может так случится, что в храм приедет правящий архиерей, т.е. епископ или архиепископ, управляющий епархией, в которую входит ваш приход (греч. приставка arh- усилительная, от arhē — начало, власть). То же правило старшинство применимо и здесь: в присутствии архиерея ни у настоятеля, ни у любого другого священника благословение не берется. «Владыко, благословите!» приветствуют епископа (или архиепископа) и так же как у священника берут благословение. Прочему духовенству просто кланяются. Узнать епископа можно по черному клóбуку — головному убору в виде усеченного конуса основанием кверху, с мантией (черным покрывалом) сзади, и панáгии вместо священнического наперсного креста — небольшой иконе, обычно Богоматери, реже Спасителя, в золоченой оправе с украшениями, носимой на груди. Клобук — внешний признак всех монашествующих, к которым относятся и все высшее священство: епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи. Панагия — обязательная часть архиерейского облачения. Таким образом, на архиепископе также будет панагия и черный клобук — только с белым крестом на нем.

Наконец, приезжая в мужской монастырь, старшего монаха, им управляющего, называем «отец наместник» (не настоятель, как храма!), поскольку настоятелем монастыря по Уставу является правящий архиерей (за исключением монастырей ставропигиальных, т.е. подчиняющихся непосредственно патриарху). Братия монастыря делится на собственно монахов и послушников — тех, кто собирается принять постриг и проходит испытательный срок. К первым следует обращаться «отец имярек» или «отче», ко вторым — «брат». Монах может быть награжден званием игумена и архимандрита. В древности эти титулы имели за собой определенные юридические полномочия: игуменом назывался настоятель монастыря; настоятель крупного монастыря — архимандритом. Сейчас они являют собой род награды, как, впрочем, и «архиепископ» и «митрополит».

 
 Фото: Uspeniya-saransk.cerkov.ru

Старшая монахиня женского монастыря именуется настоятельницей. По должности она имеет право ношения наперсного креста и, соответственно, право им благословлять: «Мать настоятельница (или «матушка»), благословите!» Но в отличие от священника, она благословляет крестом, и целовать нужно наперсный крест, а не руку. Ко всем остальным монахиням обращаются «мать имярек» (к игуменье — «мать игуменья»); к послушницам — «сестра имярек», «сестра».

Отдельные наиболее умудренные и способные к тому монашествующие могут быть посвящены в наивысшую степень подвижничества — схиму. Посвященные — схимонахи и схимонахини — дают обеты выполнения более суровых монашеских правил, делящихся в зависимости от трудности на малую и великую схиму. Игумены (игуменьи) и архимандриты в таком сане называются схиигуменами (-ньями) и схиархимандритами, и к ним соответствующим образом и обращаются: например, «отец схиигумен, благословите!»

Существует специальное обращение к жене священника и диакона: «матушка» («Здравствуйте, матушка Марина!» или «Матушка, с праздником!»). Так же, «матушка» (но всегда без имени) можно обращаться в храме, например, в церковной лавке или на свечном ящике, к любой замужней или пожилой женщине, если вы не знаете ее имени. К мирянам в совокупности обращаются «братья и сестры» (если аудитория чисто мужская или чисто женская, соответственно «братья» или «сестры»).

И касательно Святейшего патриарха: беря благословение у предстоятеля Русской православной церкви, следует использовать формулу «Ваше Святейшество». Хотя если вы в возрасте шести лет в торжественной обстановке вдруг обратитесь к патриарху «Ваше Величество», у вас будет что вспомнить на старости лет.

Впервые опубликовано в 2007 году

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале