Киногод-2021: книги, фестивали, памятные даты и новые потери

Уходящий год был не лучшим для российской киноиндустрии: на фоне продолжающейся пандемии кинотеатры по-прежнему терпят убытки. Но нет худа без добра. Вспомним не только плохое из этого непростого 2021-го.

Январь

24 января исполнилось 120 лет со дня рождения классика советского кино Михаила Ромма (1901–1971) – режиссёра важнейшего фильма периода оттепели «Девять дней одного года» (1961). Кстати, эта картина про неукротимых физиков-ядерщиков теперь доступна на официальном ютуб-канале «Мосфильма» в отреставрированной версии наилучшего качества.

26 января исполнилось 100 лет со дня рождения режиссёра Юрия Озерова (1921–2001), известного по «Освобождению» – масштабной серии фильмов о Великой Отечественной войне: «Освобождение: Огненная дуга» (1968), «Освобождение: Прорыв» (1969), «Освобождение: Направление главного удара» (1970), «Освобождение: Битва за Берлин» (1971), «Освобождение: Последний штурм» (1971). 

29 января исполнилось 130 лет со дня рождения американского режиссёра Арчи Майо (1891–1968). Об этом режиссёре нечасто вспоминают, но мне хотелось бы вспомнить о нём в связи с фильмом «Окаменевший лес» (1936).

Романтичная девушка Габриэль работает на бензоколонке-забегаловке где-то в пустыне, но мечтает о путешествии во Францию. Здесь же она знакомится с писателем-бродягой Аланом Скуайром – единственным человеком в округе, способным её понять. Их пути могли бы разойтись навсегда, но сплетаются благодаря знаменитому убийце Дюку Манти. Он и его банда врываются в забегаловку, захватывая её обитателей в заложники. В этих экстремальных обстоятельствах отчаянная любовь набирает полную силу. «Окаменевший лес» – любовная мелодрама, перерастающая в камерную криминальную драму. В какой-то момент всё действие фильма концентрируется в небольшом зале заведения, где каждый участник проявляет себя по-своему: кто-то геройствует, кто-то изливает душу, кто-то просто выпивает, а кто-то – заключает самую безумную сделку ради последней любви. Работа Арчи Майо не страдает от излишней серьёзности. Это расслабленная и остроумная драма с известными актёрами тех лет, среди которых выделяется Хамфри Богарт в роли Дюка Манти. В этом персонаже сошлись хмурое обаяние и какое-то особое мрачное благородство. Но главное – он тоже влюблён. Окаменевший лес (Petrified Forest) – реальная локация в Аризоне, о которой говорят главные герои фильма. В этом месте находится большое скопление окаменелых деревьев. Вместе с тем само это словосочетание «окаменевший лес» похоже на метафору любви – чувства, которое может навеки застыть, если от него отказаться.

Февраль

11 февраля в кинотеатре «Пионер» стартовал Фестиваль якутского кино. В рамках фестиваля было показано четыре знаковых якутских фильма последних лет: «Мой убийца», «Нет бога кроме меня», «Хара Хаар» («Чёрный снег»), «Царь-птица». Мы на это ответили материалом, посвящённым якутскому кинематографу. А фестиваль обещает быть ежегодным, так что ждём его в новом году.

Март

5 марта объявили итоги Берлинского кинофестиваля: «Золотого медведя» получил фильм румынского режиссёра Раду Жуде «Неудачный трах, или безумное порно» (2021). В российский прокат вышла отцензуренная версия под названием «Безумное кино для взрослых». 

18 марта издательство «Сеанс» объявило о старте новой книжной серии «Сеанс. Лица». Открыла серию книга критика Зинаиды Пронченко «Ален Делон». В течение года в этой серии вышло ещё семь книг, посвящённых важным актёрам и режиссёрам: «Джон Кассаветис», «Алан Рикман», «Брэд Питт», «Ларс фон Триер», «Дэвид Финчер», «Роман Поланский» и «Рената Литвинова». Кроме того, «Сеанс» выпустил авторскую монографию о великом Ингмаре Бергмане. Книга киноведа и кинокритика Ирины Рубановой «Бергман. Театр. Кино» увидела свет в июне.

19 марта в Инженерном корпусе Третьяковской галереи стартовала первая часть ретроспективы «Бруно Ганц. ХХ век». Бруно Ганц (1941–2019) – значительный швейцарский актёр, известный по роли ангела Дамиэля из фильма Вима Вендерса «Небо над Берлином» (1987). Первая часть ретроспективы получилась невероятно интересной – помимо «Неба над Берлином» в неё вошли авторский хоррор Вернера Херцога «Носферату: Призрак ночи» (1979), редкая щемящая драма Алена Таннера «В белом городе» (1983), драматический шедевр Тео Ангелопулоса «Вечность и один день» (1998) и другие картины. Отдельно можно отметить драму нобелевского лауреата по литературе Петера Хандке «Женщина-левша» (1977). Да, раньше известный австрийский писатель и драматург снимал кино. В «Женщине-левше» Бруно Ганц исполнил роль мужа, внезапно отвергнутого женой. Это отличная психологическая драма о невыразимо сложных отношениях двух близких людей. Вторая часть ретроспективы должна была состояться осенью, но её перенесли на следующий год. Продолжится она в феврале-марте, отследить её можно тут. А вся информация о прошедших и будущих фильмах доступна в официальном буклете.

Апрель

9 апреля после длительной реконструкции на Арбатской площади открылся кинотеатр «Художественный». До реконструкции кинотеатр входил в сеть «Москино» и был одним из самых доступных и демократичных в Москве. Обновлённое место смогло похвастать модным лоском и завышенными ценами. Новая ценовая политика и спорная реконструкция вызвали горячие дискуссии в соцсетях, между тем как минимум один плюс кинотеатр сохранил: репертуар у него по-прежнему хороший.

29 апреля подвёл итоги 43-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ). Как мы уже писали: главный приз «Золотого Георгия» получила «#засранка» румынского режиссёра-дебютанта Андрея Хуцуляка.  

Май

2 мая в Новой Третьяковке стартовала кинопрограмма «Советская киноантропология: эмансипация/рефеминизация», приуроченная к выставке «Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927–1987». Эта программа тонко исследовала образ женщины в советском кино. Зрители увидели: образцовую мать и торжество семейных ценностей в «Однажды двадцать лет спустя» (1980) Юрия Егорова, неожиданные феминистские мотивы в «Девчатах» (1961) Юрия Чулюкина, эталон сильной независимой женщины в «Крыльях» (1966) Ларисы Шепитько, сложные дружеские взаимоотношения в «Женщинах» (1965) Павла Любимова. Программа не ограничилась этими фильмами, охватив солидный временной период с 1927-го по 1989-й годы.

6 мая в повторный прокат вышла великая военная драма Элема Климова «Иди и смотри» (1985). Если пропустили – ловите её на канале «Мосфильма» в приличном качестве.

20 мая в Инженерном корпусе Третьяковской галереи началась уникальная ретроспектива японского режиссёра Сюдзи Тэраямы (1935–1983). Это событие проходило в два этапа. На первом этапе были показаны главные режиссёрские работы Тэраямы – «Пастораль. Умереть в деревне» (1974) и «Прощай, ковчег» (1984). На втором этапе в ход пошли сценарные работы мастера, снятые другими режиссёрами. Украшением этого этапа стало три фильма другого замечательного японского режиссёра Масахиро Синоды: неприкаянный нуар японской новой волны «Высохшее озеро» (1960), стильный комедийный боевик «Моё лицо пылает в лучах заходящего солнца» (1961) и сокрушительно отчаянная драма из жизни портовых рабочих «Слёзы на львиной гриве» (1962).

23 мая исполнилось 100 лет со дня рождения Григория Чухрая (1921–2001). Чухрай – герой Великой Отечественной войны, в послевоенное время окончивший режиссёрский факультет ВГИКа. Реальный военный опыт режиссёра придаёт глубину его картинам о войне. Вспомним хотя бы «Балладу о солдате» (1959) и «Трясину» (1978).  

Июнь

5 июня исполнилось 90 лет со дня рождения Жака Деми (1931–1990) – режиссёра легендарной мелодрамы с Катрин Денёв «Шербурские зонтики» (1964).

15 июня исполнилось 60 лет со дня рождения Василия Пичула (1961–2015). В истории отечественного кино он останется как режиссёр мощной перестроечной драмы «Маленькая Вера» (1988). В этом фильме сплелись многие приметы того времени: равнодушие к ближнему, жестокий пофигизм, теснота быта, алкогольное бессилие, нежное отчаяние и наглость. 26 июня «Маленькую Веру» показали в рамках программы «Советская киноантропология: эмансипация/рефеминизация». Фильм представил новый тип позднесоветской героини – девушку без комплексов и особых планов на будущее. Это был один из лучших кинопоказов года.

Июль

15 июля в Москве скончался 70-летний Пётр Мамонов. Мамонов был самобытным музыкантом – участником одной из самых необычных групп русского рока «Звуки Му». Среди его актёрских работ – главные роли в фильмах Павла Лунгина «Такси-блюз» (1990) и «Остров» (2006). С 30 июля по 8 августа в «Иллюзионе» прошла ретроспектива музыканта и актёра. В её рамках показали почти все картины с его участием. Отдельно хочется отметить потрясающий фильм «Нога» (1991), где Мамонову досталась небольшая, но запоминающаяся роль старшего брата главного героя, которого играет Иван Охлобыстин.  

16 июля драму Киры Коваленко «Разжимая кулаки» (2020) отметили на 74-м Каннском кинофестивале. Она получила главный приз в программе «Особый взгляд». Это большой успех для российского кино, и мы не прошли мимо этого успеха.

17 июля были объявлены лауреаты Каннского фестиваля. Главный приз – «Золотую пальмовую ветвь» – получил триллер Джулии Дюкорно «Титан» (2021). Это история девушки Алексии, имеющей болезненную сексуальную тягу к автомобилям. Совершив преступление и скрываясь от полиции, она выдаёт себя за повзрослевшего мальчика, некогда пропавшего без вести. В лице его отца – одинокого начальника пожарной команды – Алексиа обретает новую семью. «Титан» – не просто триллер. Это также современный боди-хоррор, в котором считывается один из главных лозунгов современной свободы: моё тело – моё дело. Пугающие футуристические мотивы соседствуют здесь с робким призывом «возлюби ближнего твоего», который теряется на общем лихорадочном фоне. Лучшим режиссёром в Каннах признали Леоса Каракса. Он получил приз за музыкальную драму «Аннетт», мы о ней писали в августе.

30 июля в ДК «Рассвет» состоялась презентация книги немецкого кинокритика Лотты Айснер (1896–1983) «Мурнау». Фридрих Вильгельм Мурнау (1888–1931) – великий немецкий режиссёр эпохи немого кино. Его можно назвать одним из родоначальников фильма ужасов, именно он снял выдающуюся версию «Дракулы» Брэма Стокера – «Носферату, симфония ужаса» (1922). Книгу о Мурнау выпустило московское издательство Rosebud.

Август 

21 августа в кинотеатре «Москино Факел» состоялся первый показ программы «Кино эпохи перестройки». Фильмы этого времени зачастую кажутся волнующими и пугающими, в них встречается жестокий отрезвляющий реализм («Меня зовут Арлекино», 1988) и опьяняющая свобода на грани экзистенциального кошмара («Сатана», 1990)… Впрочем, в программу «Москино» вошли другие работы. Из показанного можно выделить «Оно» (1989) Сергея Овчарова и «Панцирь» (1990) Игоря Алимпиева. «Оно» – фантасмагория с элементами политической сатиры, снятая на основе «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. «Панцирь» – кино, точно отражающее то неприкаянное время и потерявшихся в нём людей. Главный герой Алимпиева – молодой человек, способный видеть ангелов, но не способный понять, что же ему нужно от жизни.

Сентябрь

6 сентября умер блестящий французский актёр Жан-Поль Бельмондо. На эту утрату мы отозвались отдельной статьёй.

11 сентября завершился 78-й Венецианский кинофестиваль – «Золотого льва» получило «Событие». Эту драму на тему нелегальных абортов сняла француженка ливанского происхождения Одри Диван. Выход фильма в российский прокат ожидается 20 января. 

25 сентября в Сочи объявили лауреатов 32-го фестиваля «Кинотавр». Главный приз получила драма Николая Хомерики «Море волнуется раз» (2021). Этот фильм можно будет посмотреть перед самым Новым годом – с 31 декабря он появится в подписке онлайн-кинотеатра «Кинопоиска». Два других призёра стали героями наших материалов. Это «Герда», получившая специальный диплом жюри с формулировкой «За вдохновение и нежность безумия», и «Общага», отмеченная призом имени Даниила Дондурея «За лучший дебют». «Герда» заслужила отдельную статью, а «Общага» стала частью большого обзора.

26 сентября в возрасте 75 лет умер Кирилл Разлогов – киновед, программный директор ММКФ, ведущий программы «Культ кино» на телеканале «Культура». Разлогов – важная фигура для российского кинопросвещения. Его лебединой песней стала авторская программа ММКФ-2021 «Кирилл Разлогов. Фильмы моей жизни». Полный список отобранных Разлоговым картин доступен тут. Его можно использовать как список рекомендаций для просмотра.
Октябрь 

8 октября в Центре документального кино открылся American Autumn Film Festival – уникальный фестиваль, посвящённый знаковым американским картинам 70-х годов. 70-е – один из лучших периодов американского кино, время экспериментов, когда в расцвете сил находились многие выдающиеся режиссёры: Питер Богданович, Джон Кассаветис, Фрэнсис Форд Коппола, Роберт Олтмен, Сэм Пекинпа, Уильям Фридкин, Джон Шлезингер и другие. В программе AAFF нашлось место всем вышеупомянутым постановщикам. Если же вы пропустили это событие, но хотите посмотреть что-нибудь значимое с фестиваля, то посмотрите «Последний киносеанс» (1971). 

23 октября в возрасте 72 лет умер режиссёр Александр Рогожкин – фигура для российского кино уникальная. Это он снял народный комедийный хит 90-х «Особенности национальной охоты» (1995), заложил традиции российского криминального сериала в «Улицах разбитых фонарей» (1997), создал один из лучших российских военных фильмов «Кукушка» (2002).

Ноябрь

12 ноября на «Би-би-си» вышел, возможно, самый важный текст о кино в 2021 году. В лонгриде Олеси Герасименко «"У нас запрет на реальность". Почему в российском кино и сериалах всё больше табу» подробно рассказывается о киноцензуре в нашей стране.

15 ноября начал работу I Московский международный фестиваль архивных фильмов – масштабное мероприятие для любителей киноредкостей и классики. Мероприятие продолжило дело фестиваля «Белые Столбы», который проводился с 1997 года под патронажем Госфильмофонда России. Обновлённый фестиваль представил ряд интересных программ на ключевых площадках – в кинотеатрах «Иллюзион», «Москино Космос» и «Художественный», а также в Центре документального кино и Музее современного искусства «Гараж». Отдельно можно отметить крайне разнообразную программу, посвящённую экранизациям Достоевского. В неё вошли картины с 1910-го по 1984-й год. Потрясающий путь от немого российского фильма «Идиот» до драмы отчаянного поляка Анджея Жулавски «Шальная любовь». А в середине этого пути нашлось место великим режиссёрам – Акире Куросаве с «Идиотом» (1951) и Лукино Висконти с «Белыми ночами» (1957). Хочется прикоснуться к прошедшему фестивалю? Посмотрите «Курьера» (1986), доступного бесплатно и в хорошенм качестве.

20 ноября в возрасте 67 лет умер актёр Валерий Гаркалин, известный по главной роли в комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли» (1995).

29 ноября умер 93-летний режиссёр Владимир Наумов. Долгие годы Наумов снимал кино в творческом дуэте с Александром Аловым (1923–1983). После смерти последнего продолжил делать кино в одиночку, но прежних высот не достиг. Главное достижение Наумова – снятый совместно с Аловым «Бег» 1970 года. Это один из лучших фильмов о Гражданской войне, в основу которого легли произведения Михаила Булгакова. А военная драма Наумова и Алова «Мир входящему» получила Специальный приз жюри на Венецианском кинофестивале 1961 года.

Декабрь

4 декабря на книжной ярмарке non/fictio№23 состоялась презентация книги Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Пётр» («АСТ», «Редакция Елены Шубиной»). В качестве сценариста Миндадзе знают по многолетнему сотрудничеству с режиссёром Вадимом Абдрашитовым (их самое известное творение – драма «Плюмбум, или Опасная игра»). Самостоятельной режиссёрской работой Миндадзе занялся поздно – на подступах к собственному 60-летию. Из его небольшой режиссёрской фильмографии можно выделить две картины – драму о чернобыльской катастрофе «В субботу» (2011) и психологическую военную драму «Милый Ханс, дорогой Пётр» (2015). Последний фильм и дал название книге, куда вошло восемь киноповестей, включая ранее не издававшиеся. Это важная книга для тех, кто интересуется кинодраматургией. Одноимённый фильм тоже достоин внимания. Это большое серьёзное кино о немце и русском, чьи судьбы переплетаются в результате трагедии на советском заводе в преддверии Великой Отечественной войны. 

13 декабря в возрасте 77 лет умер Сергей Соловьёв. Соловьёва чаще всего помнят как режиссёра культовой перестроечной «Ассы» (1987), однако его хочется запомнить и как автора «Ста дней после детства» (1975) – замечательной драмы о первой любви.

18 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Никулина (1921–1997). По этому случаю в Москве состоялось несколько юбилейных кинопоказов. Например, в кинотеатрах «Иллюзион» и «Полёт» показали фильм Алексея Германа «Двадцать дней без войны» (1976). Это одна из лучших драматических ролей Никулина, которая в сознании массового зрителя теряется среди ролей комедийных. Посмотрите этот фильм, если ещё не видели.

24 декабря исполнилось 75 лет со дня рождения актёра Леонида Филатова (1946–2003). Он исполнил главные роли в таких значительных фильмах, как мелодрама Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты» (1987) и сюрреалистическая драма Карена Шахназарова «Город Зеро» (1988)

27 декабря исполнилось 120 лет со дня рождения звезды Голливуда Марлен Дитрих (1901–1992). В честь этой даты Госфильмофонд подготовил мини-ретроспективу великой актрисы. В ближайшие дни в «Иллюзионе» покажут два фильма с её участием: 28 декабря в 19:30 публике будет представлена «Обесчещенная» (1931), а 30 декабря в 19:30 – «Дьявол – это женщина» (1935). Хочется завершить итоги 2021 года не скучным текстом, а анонсом хороших кинопоказов. До встречи в кино!

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале