На выставке «Другие берега» реконструировали крупнейший показ русского искусства в США

Новый жанр — выставку-исследование — предложил в этом выставочном сезоне Музей русского импрессионизма. Экспозиция «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» стала попыткой реконструировать крупнейший в истории показ русской живописи, скульптуры и графики в США. Искусствовед Елизавета Верди побывала на выставке и рассказала, чем она интересна широкой публике.

Событие, которому посвящена выставка, уникально. Это огромная (более 1500 предметов) выставка-продажа работ русских художников в США, которая состоялась в 1924 году в Нью-Йорке, а затем частями отправилось в турне по другим американским городам.

Причина, по которой её решились устроить, прозаична: художники стремились поправить своё материальное положение, бывшее после революции и войн весьма незавидным. Однако затеяя была рискованной: денег на организацию не хватало, а огромную выставку предстояло провести в стране, культурные связи с которой, в отличие от Европы, не были налажены. Кроме того, международная обстановка была напряжённой — СССР на тот момент ещё не был признан США. Тем не менее, проект состоялся и остался, хотя и не принёс тех результатов, на которые рассчитывали художники – многое продать не удалось.

Нынешняя выставка представляет только малую часть экспозиции 1924 года, но позволяет задуматься о том, как нужно показывать искусство своей страны иностранному зрителю. Известно, что иностранной публике в начале ХХ века хотелось больше этнографической тематики, а хорошо продавались, например, портреты русских крестьянок. Тем не менее, художники не согласились подстраиваться под эти запросы. И сейчас, почти век спустя, это кажется верным решением.

Уровень работ, которые были представлены на выставке 1924 года, восхищает: Игорь Грабарь, Михаил Нестеров, Борис Кустодиев, Константин Сомов, Михаил Ларионов, Пётр Кончаловский, Анна Голубкина – эти имена навсегда вписаны в историю русского искусства. Среди самых ярких работ — неопримитивистский «Офицерский парикмахер» авангардиста Михаила Ларионова из венской Альбертины, изящная фантазия «Старый балет» Константина Сомова, загадочное «Жёлтое лицо» Кузьмы Петрова-Водкина и почти реалистические «Чайки» Аркадия Рылова.

Несмотря на то, что в  выставке не участвовали футуристы и супрематисты, она поражает разнообразием художественных течений. В нескольких залах можно увидеть всю художественную жизнь России 1910-х — 1920-х: импрессионизм и авангард, модерн и реализм. 


Часть экспозиции посвящена исследовательской работе искусствоведов. Восстановление хода событий при устроении выставки 1924 года и поиск работ-участников оказались связаны с колоссальными трудностями. На третьем этаже музея показаны картины, участие которых в выставке не установлено точно. Среди таких работ, например, диптих «День и ночь» живописца и книжного графика Дмитрия Стеллецкого. Произведения снабдили подробными объяснениями, о том, почему исследователи пришли к таким выводам. Эта часть выставки приоткрывает завесу, отделяющую простого посетителя музея от искусствоведа, позволяя им вступить в своеобразный диалог.

Выставка продлится до 16 января. 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале