Лекции и страсти: что почитать о студенческой жизни

Что составляет самую основу студенческой жизни? Что формирует ее и заставляет оставаться в памяти на всю жизнь? Прелагаем подборку книг, помогающих погрузиться в атмосферу старинных университетских кампусов и увлекательных академических коллизий.

Джон Уильямс, «Стоунер»

Писатель Джон Уильямс, чей творческий пик пришелся на шестидесятые годы ХХ века, выпустил четыре романа. Однако при жизни автора роман «Стоунер» не стал популярным. Книга неожиданно получила вторую жизнь в наше время: писательница Анна Гавальда взялась перевести роман на французский язык и этим спровоцировала волну широкого интереса. Книга вышла под грифом «Прочла, полюбила и перевела Анна Гавальда», и успех во Франции был предопределен. За ним последовало массовое переиздание романа и его перевод на многие языки.

Главный герой – скромный и тихий Уильям Стоунер, выходец из семьи фермеров, неожиданно увлекается текстами Шекспира, поступает в университет и принимает одно из ключевых решений в жизни: не возвращаться к родителям на ферму, а продолжить образование и остаться преподавать в университете. При внешнем спокойствии и даже слабости натуры в герое заключен огромный потенциал. Огонь страсти загорается в нем, когда дело касается литературы и преподавания – при этом в остальных сферах жизни Стоунеру как будто не хватает внутренней силы, чтобы проявиться и отстоять свои интересы. Семью он создает без любви. Его жена и дочь несчастны, но он не находит в себе сил ни уйти от нелюбимой женщины, ни помочь дочери справиться с зависимостью.

В этом романе показана изнанка академической среды и судьбоносная важность выбора, сделанного в период студенчества.  Судьба обычного, неприметного человека заставляет задуматься над своей собственной, позволяет заглянуть внутрь себя.

Малькольм Брэдбери, «Историческая личность» 

Действие романа происходит в Англии 1970-80-х годов и рассказывает о жизни профессора социологии Говарда Кэрка и з вымышленного  университета Водолейт. Это время социальных перемен, активногоразвития идей свободы личности и раскрепощения нравов. В силу идеологической изоляции Советского Союза до нашего общества эти веяния дошли гораздо позже. И по той же причине Малкольм Брэдбери не был широко известен российской читающей публике. Но сейчас влияние новой этики делает это произведение своевременным и актуальным.

Современная семья Говарда и Барбары Кэрк активно и порой даже навязчиво декларирует равенство супругов в домашних обязанностях и развлечениях, свободу личной жизни. И чем дальше, тем более неприятен становится в своих проявлениях Говард. Действие разворачивается на фоне живого учебного процесса в Водолейте: идут учебные семестры, изучение Гегеля, мучительный выбор спецкурсов. Но преподаватели, стремящиеся быть прогрессивными, втягивают студентов в богемную, часто фривольную жизнь Водолейта. Неограниченная свобода приводит, как ни странно, к противоположной мысли: о том, что никто не свободен полностью, а радикал может быть гораздо более нетерпимым к инакомыслию, чем консерватор. Показательно, что наиболее соответствующимитрадиционной университетской жизни выглядят старомодный декан и незадачливый Генри Бимиш, живущий в пригороде.

Роман Брэдбери доводит до абсурда идею студенческого свободомыслия и показывает необходимостьздравых границ и для учебы и, в целом, для жизни.  Ставится ряд важных вопросов: как объективно оценить работу преподавателя? Как пережить хаос преподавательских будней и вписать в расписание работу над книгой/статьей? Как ограждать студентов от возможных перегибов и злоупотреблений со стороны других преподавателей?

Донна Тарт, «Тайная история»

 

Одна из самых ярких книг о студенчестве и важный постмодернистский роман о бедном парнишке, который становится участником элитарного семинара древнегреческого языка. В центре повествования оказывается его знаменитый преподаватель и пять учеников. Довольно быстро становится понятно, что у этой группы есть некая важная тайна, которую они оберегают. И, казалось бы, здесь должен начаться детектив, но интрига разрушается, едва появившись. Читая про убийство одного из героев, мы узнаем сразу все – и жертву, и убийцу, и мотив. Мир этого произведения намного сложнее и интереснее, чем просто разгадывание тайны одного убийства. Мы попадаем в череду открытий, касающихся самых глубоких тайн человеческой души. Автор пытается разобраться, каким образом благополучное,элитарное сообщество может переродиться в нечто уродливое и неприглядное.

История захватывает буквально с первых строк и погружает в таинственную и глубокую атмосферу, где все оказывается не тем, чем кажется сначала, где нет места поверхностным и радикальным суждениям, где нет верных и неверных ответов. Это пространство мифологии и полусказки. Это так мощно подключает фантазию читателя, что далеко выходит за рамки стандартного романа. Книга оставляет после себя очень яркое и сложное послевкусие.

И. Грекова, «Кафедра»

 

Автор приоткрывает дверь в закрытый, временами тесный мир преподавателей. Для студентов эта жизнь часто остается за кадром: они заняты своим собственным, часто непростым опытом. Умышленно или нет, преподаватель чаще всего находится на такой дистанции, что его не видно как человека. Но в этой книге каждый герой интересен сам по себе.

В начале повествования  на заседании кафедры мы знакомимся с героями, и вскоре получаем возможность заглянуть в жизнь каждого из них.  И это знакомство доставляет особое удовольствие, потому что персонажи буквально оживают, становятся близкими и понятными. К ним проникаешься симпатией, начинаешь искренне сопереживать. Во многом потому, что автор так тонко находит доверительный и по-чеховски ироничный стиль: даже в моменты, когда у героев обнаруживаются слабости и недостатки, судить и критиковать просто не приходит в голову – настолько очаровываешься этой непосредственностью и человечностью. 

Одна из главных сюжетных линий – смена руководства кафедры. Старого профессора Завалишина мы застаем в самом конце жизненного пути. Видим его сначала глазами коллег, потом знакомимся с героем непосредственно, узнаем ближе, а в конце романа получаем доступ в самую сердцевину образа – читаем его сокровенные мысли в дневниках. И сразу становится очевидным разрыв между тем, как мы выглядим в глазах других людей, и тем, каковы мы внутри, на самом деле. После смерти Завалишина приходит новый заведующий кафедрой – Флягин, которого все воспринимают как очень строгого и дотошного чиновника-бюрократа. Поднимается волна негодования, его принимают в штыки...  Но вот он возвращается с работы домой, и мы видим его дочь, которую он растит один после смерти жены, и парализованную тещу, и подкатывает ком к горлу – то ли из-за жалости и сочувствия, то ли из-за стыда за поспешно сделанные выводы. Открытый финал книги оставляет нас размышлять о том, как могла сложиться судьба героев, и непременно вспоминать своих преподавателей.

Дэвид Лодж, «Академический обмен»

 

Легкий и увлекательный роман о том, как два профессора английской литературы поменялись местами работы. И вышло все гораздо веселее, чем они предполагали.

Автор как истинный англичанин максимально пускает в ход иронию и выставляет свою странунепроходимо глухой провинцией, которая безоговорочно проигрывает сравнение с Америкой. И вот скромный профессор Филипп Лоу отправляется в маленький американский город на полгода преподавать в местном университет, а в Англию летит Моррис Цапп – волевой и  непринужденный профессор, предвкушая, что окажется в ужасной дыре на обочине жизни.

По ходу повествования автор умело пользуется разными стилистическими приемами: то классический роман внезапно становится эпистолярным, то действие перемещается в газетные статьи, а в конце и вовсе все превращается в сценарий к фильму. Эти стилистические скачки держат читателя в тонусе. 

К чему пришли герои романа, поменявшиеся сначала рабочими местами, а потом чуть ли не семьями и жизнями? В книге это осталось за кадром: автор сделал финал открытым. Однако спустя несколько лет решил выпустить продолжение истории: с участием старых героев, но с новым персонажем в главной роли.

Украшением этой книги стал, конечно, юмор – элегантный, но совсем не чопорный. В целом, стоит отметить и богатый язык: роман должен особенно понравиться филологам и лингвистам.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале