Священное, профанное, демоническое. Как образы появляются в искусстве и остаются навсегда

Что такое образ? Чем отличаются священные, профанные и демонические образы и что их делает таковыми? Как визуальные образы соотносятся с вдохновившим их текстом? Могут ли внешние указания определять ход развития искусства и почему история искусств — тоже своего рода образ? Ответы — в лекции профессора исторического факультета МГУ Степана Ванеяна (протоиерея Стефана) «Образы священные и демонические: от Рублёва до Врубеля», прочитанной в университетском храме мученицы Татианы.

Основные моменты лекции

0:00 О сегодняшней лекции и понятии «образ»

4:20 Образы священные. Признаки священного образа. «Троица Ветхозаветная» Андрея Рублёва

16:11 «Троица Новозаветная» Мазаччо: чем отличается её иконография

19:14 Образы профанные. «Весна» Сандро Боттичелли

26:29 «Рождество Иоанна Предтечи» Доменико Гирландайо: античность врывается в евангельскую картину и трансформирует ее

29:39 Что говорил об образах великий немецкий искусствовед Аби Варбург. Угроза разуму от демонических образов

33:58 «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный» Михаила Врубеля. Как классическая живопись вступает в симбиоз с авангардом

40:04 «Демон» Франца фон Штука. Особенности и отличия воплощения демонического образа

42:17 «Иерархические птицы» Марка Ротко как пример падшего образа в чистом авангарде

44:53 Что делает образ священным? Теологическая основа сакрального образа

51:53 Как сакральный образ раскрывается во времени? Сакральность внешняя и сакральность глубинная

56:20 Как постулирование святости образа защищает его во времени и почему оно может скрыть его смысл?

1:01:25 Как музыка влияет на восприятие художественного образа?

1:04:29 Кто на самом деле следовал указанию Стоглавого собора «писать иконы как Андрей Рублёв»: Симон Ушаков и академисты или «модернисты» XX века? Могут ли внешние указания направлять ход развития искусства?

1:13:24 Где на «Троице» Мазаччо Святой Дух?

1:14:31 Что символизирует девушка-нимфа на картине Гирландайо, и как она помогает понять дух античности

1:19:52 Какое лицо Троицы обозначает каждый из ангелов на иконе Андрея Рублёва?

1:26:08 Что в действительности сохранилось на иконе Рублёва по прошествии такого количества времени и множества реставраций?

1:30:01 Какой фон был на исходном варианте «Троицы»?

1:30:43 Что стоит на столе (престоле), вокруг которого сидит рублёвская Троица? Как иконописец превратил бытовую сцену восточного обеда в символическое изображение предвечного совета о мире?

0:00 О сегодняшней лекции и понятии «образ» 4:20 Образы священные. Признаки священного образа. «Троица Ветхозаветная» Андрея Рублёва 16:11 «Троица Новозаветная» Мазаччо: чем отличается её иконография 19:14 Образы профанные. «Весна» Сандро Боттичелли 26:29 «Рождество Иоанна Предтечи» Доменико Гирландайо: античность врывается в евангельскую картину и трансформирует ее 29:39 Что говорил об образах великий немецкий искусствовед Аби Варбург. Угроза разуму от демонических образов 33:58 «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный» Михаила Врубеля. Как классическая живопись вступает в симбиоз с авангардом 40:04 «Демон» Франца фон Штука. Особенности и отличия воплощения демонического образа 42:17 «Иерархические птицы» Марка Ротко как пример падшего образа в чистом авангарде 44:53 Что делает образ священным? Теологическая основа сакрального образа 51:53 Как сакральный образ раскрывается во времени? Сакральность внешняя и сакральность глубинная 56:20 Как постулирование святости образа защищает его во времени и почему оно может скрыть его смысл? 1:01:25 Как музыка влияет на восприятие художественного образа? 1:04:29 Кто на самом деле следовал указанию Стоглавого собора «писать иконы как Андрей Рублёв»: Симон Ушаков и академисты или «модернисты» XX века? Могут ли внешние указания направлять ход развития искусства? 1:13:24 Где на «Троице» Мазаччо Святой Дух? 1:14:31 Что символизирует девушка-нимфа на картине Гирландайо, и как она помогает понять дух античности 1:19:52 Какое лицо Троицы обозначает каждый из ангелов на иконе Андрея Рублёва? 1:26:08 Что в действительности сохранилось на иконе Рублёва по прошествии такого количества времени и множества реставраций? 1:30:01 Какой фон был на исходном варианте «Троицы»? 1:30:43 Что стоит на столе (престоле), вокруг которого сидит рублёвская Троица? Как иконописец превратил бытовую сцену восточного обеда в символическое изображение предвечного совета о мире?

Съёмка и монтаж — Тимур Юнасов

Фото Олега Мишина

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале