Один день из жизни волонтера в штабе помощи беженцам

Беженцам из зоны боевых действий, которые оказываются в России, помогают десятки благотворительных фондов. Но и этого оказывается недостаточно: люди прибывают каждый день. У многих с собой – только та одежда, которая на них надета. Ни еды, ни наличных рублей, ни понимания, что делать дальше. Волонтеры телеграм-сообщества «Беженцы Москва и МО» создали чат-бот, чтобы оказывать адресную помощь вынужденным переселенцам. Интересно, что среди добровольцев много людей из ЛНР, ДНР и Украины.

– Это все надо рассортировать, – координатор штаба Виктория Полтихина показывает на гору пакетов, мешков и коробок. Часть принесли неравнодушные люди, часть – благотворительный фонд, выступающий за осознанное потребление. – Женские платья вешаем на плечики по размерам, обувь в эти коробки, мужские сорочки – сюда. Если вещь с дырками, пятнами и уже непригодна, выкидываем туда, где ветошь. Зимние вещи мы просили не приносить, но все равно несут, их бы куда-нибудь отдельно… потом решим, что с ними делать. 

…Это мой первый день в качестве волонтера инициативной группы помощи беженцам. Но я чувствую себя совершенно бесполезной, уже пару часов пытаясь запомнить, куда складывать женские футболки, а куда – мужские штаны. В штабе сообщества – помещение, кстати, добровольцам предоставили совершенно бесплатно – все заставлено вешалками с вещами, коробками с консервами и крупами, посудой, детскими матрасами и кроватками. Всем тем, что может понадобится людям, которые были вынуждены в одночасье покинуть свои дома. 

– Для меня все началось в тот момент, когда узнала, что в Московскую область тоже везут беженцев, – рассказывает инициатор волонтерской группы Мария Макеева, многодетная мама из Зеленограда. – И везут их в пункты временного размещения. Я подумала, что чем-то могу помочь. У меня трое детей, всегда остаются излишки одежды, несколько мешков с хорошими вещами, я стала искать, куда бы их передать? 

Выяснилось, что большинство организаций, которые занимаются помощью беженцам, в том числе и пункт временного размещения в Клину, куда обратилась Мария, принимают только новые вещи – с ценниками и в заводских упаковках. 

– Финансовая ситуация в моей семье не позволяла купить новое, – объясняет Мария. Но я предположила, что, может, кому-то не так критично иметь бирку, ведь речь шла не о нижнем белье. В итоге в Телеграме я вышла на Екатерину, которая сама в 2014 году бежала беременная из Иловайского котла. Здесь она родила ребенка, и сейчас, будучи и сама в достаточно в стесненных условиях, приняла у себя три семьи. Это были три мамочки, у которых на троих семь несовершеннолетних детей. И, по словам Екатерины, у них, кроме того, что было на них надето, не было с собой больше ничего – ни одежды, ни еды, ни денег. Екатерина, можно сказать, отдала им последнее. Я кинула клич по соседям, и мы собрали для этих семей полную машину продуктов и вещей под запрос – чайники, утюги, подушки, одеяла – все, что может потребоваться в быту.

Оказалось, что таких семей, которые приехали сами, вне организованной эвакуации, в Москве и Московской области очень много. Но в отличие от людей в пунктах временного размещения, которых централизованно снабжают питанием и вещами первой необходимости, они вынуждены обеспечивать себя сами. 

– Когда у нас с единомышленниками появился штаб, – продолжает Мария, – мы завели разговор, насколько вообще актуальна наша помощь в пунктах временного размещения. Начав общаться с самими беженцами, мы выяснили, что помощь там оказывается, и если от нас и нужна дополнительная, то минимальная. Например, были запросы на детскую коляску и на одежду XL+, потому что таких размеров не нашлось. В остальном актуальнее адресная помощь тем, кто сам вынужден снимать комнаты или квартиры. Они находятся в более тяжелой ситуации: кому-то везет больше, если их принимают родные или просто неравнодушные люди, и тогда у них есть хотя бы минимальный бытовой уют, а есть люди, которые заселяются в голые стены. У нас в Зеленограде есть семья, которая приехала в абсолютно пустую квартиру – не было ни штор на окнах, ни спальных мест. Я сама привезла им два матраса. И до сих пор они просят табуретки, потому что даже сидеть не на чем. 

Работа строится так: нуждающийся человек пишет в чат-бот Телеграм-канала (его тоже бесплатно разработали волонтеры), добровольцы собирают необходимые вещи и продукты из того, что пожертвовали неравнодушные люди, после этого отправивший заявку или сам забирает все в штабе напротив метро Новослободская, или, если прийти не может – например, на руках маленькие дети – собранное отвозят по адресу автоволонтеры.

В мой первый день штаб работает только на прием. Но для Инны из Горловки сделали исключение. 

– В нашем доме по одному фасаду целиком выбило все стекла, – тихо рассказывает женщина волонтеру Светлане. Та понимающе кивает: когда все началось, ее ребенок гостил у бабушки в Харькове. Они эвакуировались в Днепр, а потом – в Польшу. Чтобы забрать родных в Москву, Светлане пришлось проделать путь длиной в неделю: «Прямо слезы наворачиваются, как там в лагере беженцев все нам помогали, совершенно бескорыстно! Мы же не привыкли просить».

Как минимум, каждый десятый волонтер или сам бежал из-под обстрелов, или имеет родственников, которые оказались в такой ситуации. Администратор Телеграм-канала «Беженцы Москва и МО» Ольга Иванцова вместе с сыном-школьником и собакой выехала из Донецка 27 февраля. 

– Ее приютила в Москве женщина, – рассказывает Мария Макеева, – а на днях она переехала в другой дом, к другим добрым людям, и, наконец, вышла здесь на работу. Она не распространяется, насколько ей тяжело, но я понимаю, что особых перспектив на обещанные 10 тысяч единовременной выплаты у беженцев нет. 

Разбирая мешки вместе с волонтерами, Инна из Горловки попутно ищет одежду для себя и обувь для своих сыновей пяти и двенадцати лет. «У старшего уже 39-й размер!» – вздыхает Инна, перебирая кроссовки. Но в коробке есть максимум 38-й… Большие размеры одежды и обуви – в сильном дефиците. Между тем именно на них основной спрос. 

– Так, здесь всего 70 сантиметров, нам не годится, – измеряет рулеткой ширину блузки волонтер Елена. Она собирает заявку на одежду для женщины с обхватом груди 180 сантиметров. – Я сама большая, поэтому и взялась за эту заявку. Но моя подопечная еще крупнее! 

Мы перебираем женские куртки и джемперы – все, в основном, размера 42-44... Но даже редкий 50-й не подходит. А больше никто, к сожалению, не принес. Уж не знаю, каким образом, но Елене все-таки удалось одеть свою подопечную: на следующий день она скидывает в чат волонтеров фотографию «великанши» в обновках («Да просто отдала ей свои вещи в надежде, что влезет»). 

Когда ты сам разбираешь одежду, становится понятно, почему многие, в том числе церковные фонды совсем не принимают б/у: люди зачастую относят в такие пункты нестиранное или откровенно грязное белье, стоптанную обувь или совсем непрактичные вещи, вроде туфель на каблуках или выходных костюмов. И хотя волонтеры постоянно пишут, что требуется чистая повседневная одежда строго по сезону – такая, которую «вы бы стали носить хотя бы на даче» – мы выуживаем из пакетов… коньки для фигурного катания, форму сотрудника частного охранного предприятия и облачко белого фатина:

– Это, кажется, занавеска… Ого! Свадебное платье!

– Ха, да у нас и жених есть, – говорит Светлана, доставая из другого пакета пару галстуков.  

Через несколько часов работы я уже без труда ориентируюсь в штабе. Работа идет быстрее, когда один волонтер подает вещи из мешков, а другой раскладывает их по местам. И еще быстрее, если жертвователи приносят заранее «расфасованные» по категориям предметы. 

За первый месяц работы чат-бота помощь получили более 500 человек и еще столько же ждут своей очереди. 

– Многие спрашивают, почему в Москву приехали? К знакомым землякам, которые здесь давно, – объясняет Татьяна из Донецка. Вместе с дочкой они бежали с одной сумкой: дом пострадал, вещи тоже не уцелели. Волонтеры помогли женщине подобрать одежду себе и ребенку – платья, футболки, пижамы, обувь, снабдили посудой и бытовой химией, подарили ранец и альбом для рисования.  

В заявках больше сотни запросов на постельное белье, подушки и одеяла. Люди просят утюги, чайники и блендеры, новые носки и нижнее белье – опять же особенно больших размеров, детские коляски, а также коляски для кукол – как ни странно, игрушек тоже не хватает. И всегда требуются продукты: крупы, мука, мясные и рыбные консервы, фасоль или кукуруза в металлических банках – все то, что можно хранить без холодильника. Попадаются и экзотичные запросы, например, пять женщин с маленькими детьми почему-то попросили мужскую обувь 45-го размера, непременно кожаную куртку и туфли на платформе… 

– У нас нет входного критерия и нет цели ограничить кого-то в помощи, – объясняет Мария Макеева. – У нас критерий только один: если мы единожды оказали какой-то семье помощь, то следующее обращение возможно, но в рамках разумного. Условно, если беременная женщина попросила коляску и кроватку, мы дали, а она в тот же месяц просит их еще раз, то у нас могут быть какие-то подозрения… Ну были семьи, которые приходили несколько дней подряд, пользуясь тем, что не всегда в штабе один и тот же волонтерский состав. Потом мы их вычисляли по фотографиям. И не так жалко помочь вещами, как жалко помочь тем, что мы покупаем на средства самих волонтеров, вроде продуктов. Хочется, чтобы все подопечные не были обделены.

Принципиальный момент: у инициативной группы нет юридического лица и расчетного счета – добровольцы не принимают и не оказывает финансовую помощь. Но все равно иногда сталкиваются с мошенничеством. Так, от имени волонтеров, например, недобросовестные люди рассылали сообщения с требованием перевести 1500 рублей за подачу заявки.

– Меня беженка из Днепра спросила, что волонтеры получают за свою работу? – рассказывает Мария Макеева. –  Я ответила: недовольных близких, затраты на бензин, короткий сон. Ее мой ответ явно удивил. Я нашла поддержку в семье. Мы с мужем договорились (он сейчас имеет возможность дистанционно работать), что семья будет меня отпускать 2-3 раза в неделю на очную работу в штабе. Но по факту, я еще почти круглосуточно на телефоне по волонтерским вопросам. Сама я по профессии специалист по связям с общественностью, так что общение дается мне легко. Скажу прямо: у нас нет цели раскрутиться и пропиариться. Главная цель – помочь. В этом смысле мы рады поддержке, но в первую очередь – помощи волонтеров.  

У большинства активных добровольцев, как и у координатора Виктории Полтихиной, по двое-трое детей и основная работа. Ежедневные дежурства в штабе между собой распределяют менеджеры, психологи и компьютерщики. Но рук постоянно не хватает. Помочь можно работой в штабе по приему и сортировке вещей, а также с доставкой в отдаленные районы Москвы и Московской области. 

– Сейчас мы пытаемся выстроить такую схему, чтобы волонтер, живущий, условно, в Люберцах и имеющий возможность приехать к нам на Долгоруковскую, но не имеющий времени собрать заявку, мог запустить чат-бот, увидеть, что часть запрошенных вещей есть у него самого или он может за свои деньги купить продукты, то он может этой семье помочь напрямую сам. Или если у кого-то дача, скажем, по Дмитровскому шоссе, он мог бы забирать или отвозить вещи по этому направлению, – говорит Мария Макеева. – Еще наши волонтеры-юристы проделали большую работу и создали единую памятку для переселенцев – со всеми необходимыми адресами и телефонами. Но если есть практикующие юристы, которые готовы брать небольшие вопросы на кураторство, мы будем им рады. 

Юридических проблем у беженцев действительно много. Банки отказываются менять гривны на рубли, поликлиники – принимать без полиса, работодатели – брать без гражданства России и патента. 

– Также у нас небольшая группа врачей, – продолжает Мария. – Поэтому если кто-то из терапевтов или узких специалистов сможет консультировать наших подопечных хотя бы дистанционно, будет здорово. Ну и мы всегда благодарны, когда кто-то приносит в штаб продукты. Понятно, что того небольшого набора, который мы выдаем, семье вряд ли хватит даже на неделю. Но надо понимать: у некоторых нет возможности купить даже это. 

…Поработав день в штабе помощи беженцам, я поймала себя на двух мыслях. Первая: конечно, лучше, чтоб не было причин для такой волонтерской работы. Вторая: это была колоссальная помощь и для меня самой. Прежде всего психологическая. Это не обсуждается, но и так понятно: волонтерство воодушевляет и дарит большую созидательную силу, которая, есть надежда, перевесит однажды силу разрушительную. И потом, что может быть утешительнее, чем прочитать вечером сообщение в чате добровольцев: «Вас назвали волшебными феями. Коляску с куклами второй день пытаются искупать с собой в ванной и положить в кровать. Раньше девочка засыпала, держа маму за руку. Теперь достаточно держаться за коляску и обнимать кукол».

Штаб помощи беженцам находится по адресу: ул. Долгоруковская, 40, вход с вывеской «Яндекс-маркет», второй этаж, помещение 9. Прием вещей и продуктов осуществляется ежедневно в часы работы, которые публикуются в Телеграм-канале сообщества добровольцев. Там же обновляется список самого необходимого. А в этой ветке можно предложить себя в качестве волонтера.

Помощь добровольцев (особенно крепких мужчин) также требуется в Московском едином центре по сбору гуманитарной помощи на территории храма Воскресения Христова в Кадашах: 2-й Кадашевский переулок, дом 7 (вход через Кадашевский тупик, м. Третьяковская, Полянка).

Фото: Дарья Ганиева, Дарья Александрова

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале