Читалка историка Ольги Петруниной: Николай Лесков, детективы и новогреческая литература

Чем могут заинтересовать современного читателя произведения Николая Лескова? Какими авторами представлена новогреческая литература и в чем заключается ее самобытность? Какие художественные и научно-популярные книги наиболее достоверно передают дух прошлых эпох – рассказывает доктор исторических наук, профессор кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Петрунина.
 профессор Ольга Евгениевна Петрунина

Николай Лесков, «Запечатленный ангел», «Соборяне»

Из классической литературы я больше всего люблю Лескова, хотя не могу сказать, что прочитала его «от корки до корки» – это, наверное, в принципе сложно сделать, потому что полное собрание его сочинений никогда не издавалось. Мне кажется, не все произведения Лескова написаны на одном – высоком – уровне, тем не менее он является одним из моих любимых авторов. Видимо, это связано со спецификой работы: приходится читать множество и студенческих трудов, и научных, и редактировать какие-то тексты. Именно в эти моменты особенно остро чувствуешь, что не хватает хорошего, настоящего русского языка. Этот русский язык я черпаю у Лескова и читаю его с таким удовольствием, как, наверное, сладкоежки едят конфеты. Удовольствие получаешь не столько от различных сюжетных ходов, сколько от самого языка. Поэтому я люблю и «Запечатленного ангела», и «Соборян», и рассказы о русских праведниках. Казалось бы, там все легко и просто, но подкупает очень интересное изложение. Старые сюжеты, которые были взяты, возможно, из житийной литературы, настолько осовремениваются Лесковым, что его произведения становятся интересными и увлекательными в том числе и для читателя XXI столетия.

Федор Достоевский, «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы»


Поскольку я с детства люблю читать детективы, Достоевский, как один из основателей детективного жанра, причем в самом лучшем его исполнении, тоже входит в число моих любимых авторов. Как мне кажется, крупные романы Достоевского – «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» – более зрелые, в них полностью проявляется его талант и как философа, и как художника, и как психолога. Думаю, каждый человек находит в Достоевском что-то свое – в этом, наверное, и состоит свойство великого писателя – быть близким разным людям и в разных ситуациях. Читая его произведения, обнаруживаешь совершенно неожиданные вещи: например, знаменитую фразу «Чтобы в ложь поверили, она должна быть ужасающей» зачастую приписывают Йозефу Геббельсу, но, с моей точки зрения, эта мысль была высказана задолго до него Достоевским.

Роберт ван Гулик, «Судья Ди»

Роберт ван Гулик писал романы о судье Ди, и здесь мы имеем дело, с одной стороны, с детективным жанром, с другой стороны – с историческим. Но чаще всего исторический роман – только фон для развития интриги, которую разрабатывает автор. Большинство писателей историческими деталями пренебрегает, поэтому найти в историческом романе какое-то достоверное изложение событий или правдоподобное описание исторического персонажа довольно сложно. Ван Гулик принадлежит к числу тех авторов, которые стремились максимально воссоздать эпоху, о которой идет речь. Поскольку он был ученым-востоковедом, то ставил перед собой цель не просто заинтересовать читателя детективным сюжетом, но и реконструировать исторические лица, эпоху – насколько это возможно в рамках не научной работы, но художественного произведения.

Новогреческая литература

Современная греческая литература довольно интересна, самобытна, многие произведения переводятся на русский язык. Например, в советское время очень любили поэта Янниса Рицоса, потому что он придерживался левых взглядов. Еще один греческий писатель с мировым именем – Никос Казандзакис – автор многогранный, но отлученный от православной церкви за свою атеистическую книгу «Последнее искушение Христа». Роман Казандзакиса «Грек Зорба», отчасти напоминающий фабулу горьковской «Жизни Клима Самгина», – сильный текст, по нему Михалисом Какояннисом был снят хороший фильм, отмеченный несколькими «Оскарами». В XX веке два греческих поэта – Йоргос Сеферис и Одиссеас Элитис – были удостоены Нобелевской премии по литературе, их творчество тоже очень интересное, заслуживает читательского внимания. 

Апостолос Доксиадис, «Дядя Петрос и проблема Гольдбаха»


«Дядя Петрос и проблема Гольдбаха» – недавно вышедший в свет роман Доксиадиса о двух вымышленных ученых, один из которых, в конце концов, сошел с ума, а второй не стал математиком. Очень драматичная книга, которая связана с интеллектуальными задачами и показывает, насколько далеко может зайти увлечение наукой в психологическом плане.

Научно-популярная литература об исторических персонажах и прошлых эпохах 

Очень интересная серия книг – «Жизнь замечательных людей», где на грани художественной и научной литературы создаются биографии различных исторических деятелей. Одни биографии являются более достоверными и лучше следуют первоисточникам, другие больше похожи на художественные произведения. 

Научная книга Галины Остапенко «Британская монархия от королевы Виктории до наследников Елизаветы II» написана очень легким языком и содержит столько любопытнейших фактов из истории британской династии, что я уверена, что ее могут читать не только специалисты, но все интересующиеся историей Британии и современным состоянием британского королевского дома. 

Об исторических персонажах и прошлых эпохах говорят также альбомы, увлекательно написанные исследования с картинками. Несколько лет назад в музее-заповеднике «Царицыно» прошла выставка британской карикатуры XVIII – первой трети XIX века, ее организаторы издали книги «Медведи, казаки и русский мороз» и «Имперский шаг Екатерины». В изображении британских карикатуристов отразились представления Западной Европы о России – это чрезвычайно интересно. Например, Суворов был тогда очень популярен и в связи с войнами с Наполеоном, и в связи с восстанием в Польше, подавлением которого он занимался. Как в XVIII веке можно было создать образ русского полководца? Его портрета у англичан не было, продавали портреты Джорджа Вашингтона с табличкой «Суворов». По этим альбомам хорошо видно, что представления на Западе о России в то время были удивительно схожи с современными.

Подготовила Надежда Михалкина

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале