Собрать, классифицировать, прокомментировать. Как в древней Александрии возникла филология

Как в III веке до Рождества Христова в эллинистической Александрии появилась филология? Почему более ранние работы Платона или Аристотеля о Гомере нельзя назвать научными? Каким образом александрийцы комментировали более древних авторов, заложив основы современной текстологии? Что в их подходе было наивным, а что — дожило до наших дней? Ответы — в лекции доцента Высшей школы экономики Владимира Файера «Рождение филологии: как ученые древней Александрии читали и объясняли Гомера», прочитанной в университетском храме мученицы Татианы.

Основные моменты лекции

0:00 О сегодняшней лекции и лекторе

3:30 Что такое филология?

4:40 Почему академик Аверинцев называл филологию «службой понимания»? Чему он противопоставлял свое видение филологической науки?

7:20 Как воспринимают античные сюжеты люди XXI века? Отсылки к античным произведениям в современных мультфильмах, компьютерных играх и голливудском кино

8:23 Филолог как посредник между текстом и читателем, служитель текста

9:02 Из чего была сделана античная книга? Папирусы и глиняные дощечки для записей

12:10 Пергамен как основной материал для изготовления книг в Средние века. Технология производства пергамена

14:40 Формы книг: свиток и кодекс

16:40 Как Гомер дошел до наших дней. Первоисточники, по которым изучается наследие античных авторов

20:36 Работа по установлению подлинного текста — важный этап работы филолога. Сложности в работе с источниками

23:44 Венецианский кодекс А, на котором записан полный текст Илиады Гомера на греческом языке. Записи на полях рукописи и их значение

26:47 Что было до рождения филологии? Особенности школы в древней греции. Вопросы, которые задавались при изучении текста

30:15 Как греки классического периода читали Гомера и какими вопросами они задавались? Разница в восприятии текстов Гомера Платоном и Аристотелем

32:41 Рассуждение Аристотеля о литературе в «Поэтике», сравнение Софокла и Гомера

33:27 «Несколько дней из истории Троянской войны». Преимущества построения текста «Илиады»

36:50 Основные вопросы к текстам Гомера. Чем хороши его тексты? Правдив ли он? Как складывается структура его текстов?

37:31 Зачем в «Илиаде» перечень кораблей. Значимость этого эпизода в контексте всей Троянской войны?

39:26 Почему первыми филологами стали не философы, а поэты?

44:03 История и устройство Александрийской библиотеки. Первый её директор — учитель и поэт Зенодот Эфесский

47:16 Как Зенодот собирал тексты рукописей?

49:47 Гомер — главный автор в школьной системе образования Александрии. Почему его так широко изучали?

50:36 Александрийская текстология: большая тщательность в исследовании массива текста на уровне каждого слова, но при этом большая бережность к тексту

53:26 Как александрийцы разбирали текстовые противоречия: поставить знак вопроса или удалить спорный отрывок текста?

59:55 Верно ли написано слово?

1:01:10 Нужно ли заменять слово в тексте?

1:02:16 Почему александрийская текстология была такой осторожной и скрупулёзной?

1:05:26 Проблема правдоподобности отрывка текста: причина выигрыша в античном состязании — закономерность или хитрость?

1:09:36 Наивность александрийских филологов, но при этом бережность к поэтическому слову как главное правило в исследовании текста

1:13:20 Почему филология — не «наука о слове»?

1:15:34 Кто первый филолог: александрийцы или Аристотель?

1:19:05 Какой из русских переводов лучше всего передаёт текст Гомера?

Съёмка и монтаж — Пётр Каминский

Фото Олега Мишина

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале