Компьютерные игры со смыслом: Florence, The Stillness of the Wind и Never Alone

У нас было несколько причин написать эту статью. Первая: недавно мы уже подступали к теме компьютерных игр. Вторая: наступило лето – время отдыха и приключений. В этом году не у всех будет возможность съездить в путешествие, а игры позволяют получить интересные впечатления, не выходя из дома. Третья причина: современные игры давно ушли в сторону от «просто развлечений». Многие из них дают новые знания или неожиданный и ценный опыт.

Florence  (2020, жанр: интерактивная новелла)

Игровые платформы:  ПК (Windows, macOS), Nintendo Switch, Android, iOS. 

Русский язык:  есть русские субтитры.

Ищете, чем занять себя на вечерок? Florence – отличный вариант! Это короткая игра, которая займёт времени не больше, чем один полнометражный фильм. Для погружения в неё не нужны специальные навыки или геймпад. Это игра для всех. Даже для тех, кто совсем не играет в компьютерные игры. 

История проста: 25-летняя Флоренс живёт невыразительной жизнью по схеме: «дом – работа – дом». Всё меняется, когда она слышит музыку молодого уличного виолончелиста Криша. Встреча с музыкантом становится судьбоносной, а игроку вместе с героями предстоит прожить все стадии полноценных отношений: первое свидание, первый поцелуй, начало совместной жизни, ссоры и даже, увы, расставание. Игра учит тому, что конец любви – не конец жизни. В критической ситуации не стоит унывать, нужно заниматься любимым делом и двигаться вперёд. 

Florence – игра в стилистике современных комиксов (мне она напомнила «Призрачное лето» Элизабет Ольвиль). Игра и похожа на комикс – она разделена на главы и в ней есть статичные кадры, словно взятые из графического романа. При этом Florence содержит множество интерактивных моментов. Именно они уводят игру за грань обычного комикса или визуальной новеллы. Игрок постоянно должен использовать мышку, помогая героям и двигая действие вперёд. Например, в одном эпизоде перед вами будет захламлённая комната Криша, в которой нужно будет прибраться, кликая по разбросанным предметам. В другом эпизоде предстоит помочь героям с расстановкой кухонной утвари. А в лучшем эпизоде вы попытаетесь собрать кусочки разорванной фотографии с Кришем и Флоренс, но проблема будет в том, что все кусочки будут находиться в непрерывном движении. Разумеется, ровно собрать фото в таких условиях не получится. Хорошая метафора для безвозвратно разрушенных отношений. Несмотря на это, Florence – игра в целом светлая и позитивная. Способствует этому и замечательный саундтрек. Подтверждают это и игроки из интернета: «Уже который день нахожусь в депрессивном каком-то мерзком состоянии, и игрушка на сорок минут, с яркими красками и незатейливым сюжетом, пару раз помогла улыбнуться» (из отзыва в Steam).  

The Stillness of the Wind  (2019, жанр: симулятор) 

Игровые платформы:  ПК (Windows, macOS), Nintendo Switch, iOS.  

Русский язык:  есть русские субтитры. 

Пожилая женщина Тальма живёт на маленькой ферме. Все родные давно от неё уехали, и компанию ей составляют лишь козы да куры. Тальма доит коз, работает на сыроварне, сажает в саду растения и ожидает писем, которые приносит друг детства – торговец и почтальон в одном лице. Он – единственный её собеседник. И лишь голая земля на многие метры вокруг. 

Можно подумать, что перед нами – очередной симулятор фермы, ведь игра Stardew Valley (2016) в своё время сильно популяризовала жанр. Но нет. The Stillness of the Wind – это симулятор бабушки или симулятор… одиночества. Да, признаки симулятора фермы у игры есть. Например, коз нужно доить, чтобы получать молоко, молоко необходимо для производства сыра, а сыр в свою очередь можно есть или обменивать на полезные товары. Для бартера тут сгодится всё – и собранные грибы, и плоды, выращенные в саду, однако симулятор фермы подразумевает расширение производства и освоение новых территорий, но загвоздка в том, что главная героиня The Stillness of the Wind слишком стара для трудовых подвигов. Конечно, в какой-то мере Тальма может преуспеть – скажем, увеличить поголовье коз – но игровое время течёт очень быстро. Вот Тальма просыпается, и ты планируешь её день: собрать грибов, подоить коз, поработать на сыроварне. Но в итоге из трёх дел успеваешь только одно. Время неумолимо. Жизнь утекает сквозь пальцы. Игра передаёт это ощущение очень точно. 

Перед нами – простая игра. Как и Florence, она не требует особого игрового мастерства или геймпада. Из неё можно было бы сделать суровый симулятор выживания, но разработчики на это не пошли. Игра милосердна к игроку. Можно забыть покормить Тальму или её коз – ничего страшно. Никто не умрёт. The Stillness of the Wind – игра-настроение, игра-медитация. Ей важно передать игроку ощущение брошенности, а не напугать его. Хотя жутковатые эпизоды в игре всё же есть. Ружьё во дворе женщины стоит не просто так. 

Простота геймплея не означает, что игрок может совсем расслабиться. Например, если не закрывать калитку, то козы могут сбежать. У меня из двух коз сбежала одна. Это привело к тому, что я стал производить меньше сыра, а торговец-почтальон пошутил: «Всего одна коза? Ну и правильно! А то ведь они могут против тебя сговориться». Впрочем, у этого же торговца можно заказать услугу «Козёл на час». В этом случае поголовье коз увеличится за счёт случки. 

Действие игры происходит на ограниченном клочке пространства, зато всё тут имеет свою историю. Наводя курсор в виде симпатичного листика на окружающие предметы, можно узнать, какое отношение они имеют к жизни Тальмы. Историю её жизни можно составить не только по приходящим письмам, но и по скалам вокруг. Каждый кусок камня здесь оказывается родным.

А ещё в The Stillness of the Wind можно заблудиться. Однажды я отправил Тальму за грибами, но не сразу смог найти дорогу домой. Так, скитаясь по однообразной пустыне, женщина встретила ночь. Обычно ночью я отправлял Тальму спать, но вне дома спать нельзя, поэтому ей пришлось бродить. Ночь в игре как будто длиннее дня. Мне показалось, что она никогда не кончится, и это было похоже на метафору: мол, одиночество в старости – это путь через бесконечную пустую ночь. Если после The Stillness of the Wind вам захочется навестить своих пожилых родственников, то игра была сделана не зря.  

Never Alone (Kisima Ingitchuna)  (2014, жанры: приключение, платформер, головоломка)

Игровые платформы:  ПК (Windows, macOS, Linux), PS4, Xbox One, Xbox Series X|S, iOS, Android TV.      

Русский язык:  есть русские субтитры.  

Игра о инупиатах – коренном народе Аляски. История опирается на инупиатский фольклор и рассказывает о девочке Нуне, спасшей свою деревню от нескончаемой метели. Отправившись на поиски источника непогоды, она обрела нового друга – песца – с которым прошла длинный и увлекательный путь. Вместе они перехитрили опасных маленьких человечков, побывали внутри огромного кита, победили двух грозных врагов – белого медведя и Человекоубийцу – а также нашли способ унять метель.  

По ходу игры Нуна и песец путешествуют по снежным просторам, помогая друг другу преодолевать различные препятствия. Эти два персонажа дополняют друг друга, точно оправдывая название Never Alone. Нуна умеет пользоваться болой (охотничье оружие, напоминающее пращу) и двигать ящики, а песец – ловко карабкаться по стенам и управлять духами. В роли Нуны вам часто придётся разбивать болой ледяные преграды, а в роли песца – приманивать духов, которых можно использовать в качестве движущихся платформ для попадания в труднодоступные места.  

В игре имеется два режима. В одиночном игрок управляет обоими персонажами, переключаясь между ними по мере необходимости. В совместном режиме один игрок управляет Нуной, другой – песцом. Как выглядит режим для двух игроков, вы можете посмотреть на Ютубе (и там же можно подсмотреть, как решаются самые сложные головоломки). Или вот наглядный пример на скриншоте. Здесь голодный белый медведь загнал девочку в угол. Чтобы её спасти, нужно отвлечь страшного хищника песцом. Для этого затаившийся на картинке зверёк должен спрыгнуть с ледяной платформы и зайти медведю в тыл. После того как медведь побежит за песцом, девочке нужно будет спрыгнуть вниз и атаковать врага болой. Эту операцию придётся проделать несколько раз, наблюдая, как разъярённый медведь бьётся в ледяные стены, разрушая всё вокруг и постепенно открывая проход вперёд.

Работа в команде: затаившийся песец должен отвлечь белого медведя

В отличие от двух предыдущих игр, Never Alone требует от игрока сноровки. Сложность у игры средняя, но неидеальное управление может доставить некоторые проблемы. Играть желательно на геймпаде от Xbox.

И о приятных моментах. В ходе создания игры разработчики консультировались с современными инупиатами, так что в Never Alone нет «клюквы». Реалистичная арктическая природа сочетается здесь с причудливыми фольклорными персонажами, а особой аутентичности добавляет озвучка на языке инупиатов. В общем, есть ощущение, что прикоснулся к настоящей сказочной истории. 

Кроме того, Never Alone можно считать образовательным проектом. В ходе приключения игрок будет встречать специальных сов. Каждая такая встреча позволит разблокировать один короткий образовательный видеоролик о традициях и жизни инупиатов. Всего для игры было записано 24 ролика, доступ к которым открывается через главное меню. Эти ролики не только способствуют лучшему погружению в мир игры, но и напоминают о такой опасной экологической катастрофе, как глобальное потепление. Да, Never Alone – экологическое приключение, которое ненавязчиво учит бережному отношению к природе. 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале