Куда сходить в праздники: в Пушкинском музее открылась выставка «Ответвление»

Поделки из найденных на улице палочек и шишек знакомы каждому с детства. Чаще всего мы даже не обращаем на них внимание, воспринимая, скорее, как творческое задание со школьных уроков ИЗО, чем как произведение искусства. Однако природные материалы нередко использовали в своих работах и профессиональные художники. 23 декабря в ГМИИ имени А.С. Пушкина открылась выставка «Ответвление», на которой представлены скульптуры и инсталляции, созданные из природных материалов. Если быть еще точнее, проект посвящен органическим формам дерева, которые стали источником вдохновения для целого ряда российских мастеров ХХ столетия.

Михаил Матюшин. Корневая скульптура. Дерево, сосна. Нач. 1920-х. Музей органической культуры (г. Коломна)

Как и предыдущая выставка, расположенная на первом этаже Галереи искусства стран Европы и Америки, новая экспозиция отличается камерностью: произведений немного, у посетителей есть возможность внимательно осмотреть каждое и глубоко погрузиться в атмосферу художественного процесса.

Проект представляет собой собрание работ профессиональных скульпторов и художников XX –  начала XXI веков, демонстрировавших разные подходы к работе с деревом. Главным остаётся одно – авторы не заглушают голос природного материала, а используют его изначальные формы и фактуры как художественный приём.

Так, в первой половине XX века один из лидеров русского авангарда Михаил Матюшин создал собственную концепцию постижения природы, целью которой было развитие у молодых художников обострённого её восприятия. На выставке представлены работы Матюшина, созданные из корней деревьев. Художник минимально вмешивался в структуру растения – свою задачу он видел, скорее, в том, чтобы поставить корень в нужное положение: такое, чтобы он стал вызывать ассоциации.

Своеобразным аккомпанементом к работам Матюшина в этом зале служат произведения современного концептуалиста Никиты Алексеева, который через сто лет после знаменитого предшественника вновь сделал ветвящиеся структуры дерева главным героем своих графических серий.

В скульптурах советского модерниста Степана Эрьзи представлено другое восприятие роли художника, работающего с природным материалом. Если Матюшин и Алексеев рассматривают творца как «настройщика окуляра», через который смотрит зритель, то Эрьзя считает: скульптор должен вычленить из дерева спрятавшийся там образ, не нарушая связи этого образа с остальным блоком дерева. Например, в его работе «Ужас» изображение нижней части лица, напряжённого от крика, незаметно с первого взгляда, но при внимательном рассмотрении оно проступает на фоне борозд древесного ствола.

Помимо самих работ Эрьзи в зале представлены куски дерева из его мастерской. Посетитель может пофантазировать над ними, чтобы представить себе творческий метод художника. На стене висит полка с образцами разных пород дерева, которые можно попробовать на ощупь, оценить их плотность, фактуру и даже запах.

Тышлер Александр Григорьевич. Дриада. Серия «Дриада». 1963. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Советский живописец и скульптор Александр Тышлер, в отличие от Матюшина и Эрьзи, во многих своих работах (например, из серии «Невесты»), только частично сохраняет структуру ветки, из которой создана скульптура, – его произведения в первую очередь воспринимаются именно как фигуры. Однако художник обращался и к чистой абстракции: например, его композиции из переплетённых, неравномерно обструганных палок, которые не имеют названий, обращены именно к тактильному опыту зрителя. Так Тышлер доносит мысль о том, что восприятие скульптуры всегда субъективно.

Самым «традиционным» из представленных на выставке скульпторов, пожалуй, можно считать народного художника СССР Ореста Верейского. В его работах ощущение живого куска дерева или гриба почти теряется, сохраняется только на уровне фактуры. В фигурках животных, созданных Верейским, основное внимание сконцентрировано именно на передаче характера – глуповатой обезьяны, гордого павлина, благородного оленя.

Представитель русского «неофициального» искусства Дмитрий Краснопевцев экспериментировал  с созданием абстрактных композиций. Так, например, выглядит витрина, в которой на столах навалены интересные находки, привезенные художнику друзьями из зарубежных поездок. В его картинах куски веток цепляются сучками друг за друга, создавая ощущение эмоционального прикосновения.

Верейский Орест Георгиевич. Олень. 1960-1980-е годы. Дерево. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Заканчивается выставка залом с видеоинсталляцией «Отчаяние», выполненной группой современных художников «Провмыза».  На фоне леса люди в чёрных костюмах с вязанками хвороста предпринимают непонятные действия – ходят, ложатся на землю, жгут костёр, «выпускают ворон» (подкидывают тряпку чёрного цвета). Их действия напоминают действия шаманов. Всё сопровождается то усиливающимся, то утихающим звуком ветра. Состояние отчаяния передаётся через ощущение природной стихии, неподвластной никаким законам и недоступной человеческому пониманию. Понятие «природный материал» трактуется здесь максимально широко – как природа во всех её проявлениях: видах ландшафта, звуках и моделях поведения живых существ.

Проект «Ответвление» демонстрирует широкие возможности, которые дают художникам природные материалы, а также богатство фантазии, во все времена отличающее настоящих мастеров. Выставка продлится до 23 марта: вы можете посетить ее и в новогодние праздники – со вчерашнего дня музей работает в привычном режиме.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале