«Последний большой стиль Европы» глазами русского фотографа

Для современного зрителя архитектура послевоенного времени привычна: множество людей живёт в домах, построенных в этот период. За суетой повседневной жизни забывается, что это не просто бетонная масса, а отголосок большого стиля второй половины XX в., имеющего свои шедевры. Выставка «Сталь. Стекло. Бетон» в анфиладе Музея архитектуры предлагает взглянуть на лучшие памятники архитектуры модернизма и оценить их через призму фотографий Михаила Розанова.

Михаил Розанов на открытии выставки. Фото: фонд Ruarts

Эти работы — не документальные фото, а настоящие портреты зданий, в которых выражено уважительное и восхищённое отношение автора. Выдержанные в чёрно-белой гамме, они как нельзя лучше отражают строгий, лаконичный характер изображаемого. На фотографиях нет людей и других «случайных» предметов — так подчёркивается вневременной характер послевоенной архитектуры.

Михаил Розанов. Церковь San Nicolao Della Flue в Милане. Архитектор Игнацио Гарделла. Строительство — 1968–1970 гг. 2019

Модернизм — «последний большой стиль Европы», гласит сопровождающий текст. И действительно, фотографии Розанова сделаны в совершенно разных географических точках: Лондоне, Москве, Милане, Белграде, Роттердаме... Построенные во времена Холодной войны в разных политических и идеологических системах, эти архитектурные произведения оказываются удивительно схожи.

Михаил Розанов. Городской театр Хельсинки, 1967 г. Архитектор Тимо Пенттиля. 2019

С одной стороны, это функциональная архитектура, созданная из современных материалов и лишённая декорации. С другой, её создатели демонстрируют умелое использование свойств материала для создания эффектной композиции. Напряжённо нависают балконы, контрфорсы уверенно выступают вперёд, отбрасывая на стены красивые тени. Тонкие линии стальных стержней контрастируют с плотным и тяжёлым бетоном стен. За счёт виртуозного использования материалов эта архитектура не кажется мрачной, её брутальность — скорее радостное ощущение собственной силы.

Михаил Розанов. Королевский национальный театр в Лондоне. Архитектор сэр Денис Лэсдан. Строительство — 1962–1977 гг. 2019

По представленным на выставке работам видно, что, несмотря на единые принципы, конкретные приёмы, используемые архитекторами, довольно разнообразны. В одних постройках использованы жёсткие, прямые линии, подчёркивающие тектонику, — таков Кремлёвский дворец съездов в Москве. Другие здания, такие как Королевский театр в Лондоне, представляют собой композиции из стоящих друг на друге правильных стереометических тел.

Михаил Розанов. Военно-медицинская академия в Белграде. Архитекторы: Иосип Олейник, Слободан Николич. Строительство — 1973–1981 гг. 2019

Но есть и постройки совсем иного типа, где масса как будто перестаёт подчиняться законам физики и становится живой, подвижной, текучей. Особенно любимы такие приёмы творцами из Сербии — мощной бабочкой, раскинувшей крылья, выглядит Военно-медицинская академия в Белграде.

Цирк на проспекте Вернадского в Москве и мемориальная церковь кайзера Фридриха в Берлине. Фото автора

Однако выделить приёмы, характерные для какого-то одного региона, сложно: в разных странах используют одни и те же композиционные ходы. Своими «гофрированными» формами похожи крыши цирка на проспекте Вернадского в Москве и мемориальной церкви кайзера Фридриха в Берлине.

Михаил Розанов. Университет Аалто в Хельсинки. Архитектор Алвар Аалто. 2019

Несмотря на всё новизну, архитектура модернизма не отрицает историческое наследие. Она опирается на правила, сформулированные ещё в античном искусстве: польза, прочность, красота. Некоторые архитекторы, например, Алвар Аалто, используют прямые цитаты из античного наследия. Университет Аалто в Хельсинки напоминает не что иное, как римский амфитеатр.


Михаил Розанов. Церковь Сан-Франческо д'Ассизи-аль-Фоппонино в Милане. Строительство — 1960-е гг. 2019

Интересные примеры игры с наследием — культовые постройки зарубежных архитекторов, подтверждающие мысль о том, что поиски в области церковной архитектуры совершенно необязательно должны быть стилизациями под старину. Церковь Сан-Франческо-д’Ассизи-аль-Фоппонино в Милане отдалённо отсылает к формам готических базилик, их входным композициям из трёх порталов, воспроизводит стрельчатый абрис их окон.

Экспозиция в очередной раз доказывает, что феномен архитектуры модернизма заслуживает внимания не только специалистов, но и широкой публики.

Выставка открыта до 14 мая включительно

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале