«Черная весна»: как быть настоящим?

Сериал «Черная весна» (Россия, 2022-2023), снятый эпатажной и талантливой супружеской парой – Сергеем Тарамаевым и Любовью Львовой, называют одним из самых успешных российских кинопроектов осенне-зимнего сезона. Он имеет высокий (7,8) балл на «Кинопоиске», его высоко оценивают кинокритики, и он точно заслуживает внимания зрителей. Впечатлениями о сериале делится религиовед, кандидат культурологии, доцент Центра изучения религий РГГУ Оксана Куропаткина.

О люди! Тяжек жизни след

По рытвинам путей,

Но ничего печальней нет,

Как встреча двух смертей

(«Черная весна», Иннокентий Анненский)

В провинциальном городе подростки организовывают дуэльный клуб «Черная весна» с настоящими дуэльными пистолетами XIX века, где проводят настоящие, со смертельным исходом, дуэли, восстанавливая тем самым честь дамы, попранную справедливость или просто вымещая гнев и обиду.

Сериал завораживает прежде всего своей энергией, открытой, бескомпромиссной и яростной. Его сравнивают с «Эйфорией» (и сами создатели признавались в симпатии к этому хиту от HBO) – но в «Черной весне», хотя есть зависимости, и близко нет депрессивного упадка. Как и нет там пресыщенности и скуки испанской «Элиты» или мрачной безысходности «Тринадцати причин почему». Ближе к «Черной весне» британский сериал «Половое воспитание» – но там острые социальные проблемы не выглядят безнадежными за счет положенного жанру драмеди юмора; в «Черной весне» есть юмор, но нет ни улыбки, ни добродушия Sex Education. Настроение сериала ближе к «рассерженным молодым людям» – британскому литературному движению 1950-х годов. Главный объект протеста – это окружающая «душная» действительность. Как говорит один из главных героев культовой пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе», «всем все безразлично. Все пребывают в состоянии упоительной лени… Боже мой, как хочется хоть какого-то душевного подъема, хоть совсем немного. Просто услышать теплый, проникновенный голос: "Господи! Я живой!"».

Сериал в принципе неожиданно интеллектуален и пестрит литературными отсылками. Все начинается с урока литературы, где упоминается дуэль Пушкина и Дантеса; главный герой, семнадцатилетний Мел (Глеб Калюжный), читает много книг, обладает обширными (хотя и довольно беспорядочными) знаниями, а символом своей бунтарской речи выбирает «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Хотя школа, где учатся Мел и его друзья, провинциальная и совсем не элитарная, а рядом с ребятами нет наставника, если не считать таковым вечно нетрезвого дядю Сашу-«Проповедника» (Александр Яценко), сразу возникают ассоциации с фильмом «Общество мертвых поэтов». Хэнк, друг Мела (Валентин Анциферов), обсуждает с учительницей литературы «Пиковую даму». Дуэльный клуб назван как аллюзия на строчку местного поэта, которым восхищается Мел («Погибнет рыжая лиса, настанет черная весна»), но скорее всего отсылает еще к стихотворению «Черная весна» Иннокентия Анненского. Старшее и младшее поколения сходятся в дуэли, как Павел Кирсанов и Евгений Базаров из «Отцов и детей» Тургенева; призывы дяди Саши уехать в Питер очень напоминают чеховских «Трех сестер»: «В Москву, в Москву!..».

В сериале цепляет также отличная операторская работа – пейзажи российской провинции сдержаны и суровы, море, на берегу которого происходят дуэли, создает медитативное настроение. Из современных молодежных хитов неожиданно в тему и со вкусом подобрана музыка. Отличные актерские работы: организатор дуэльного клуба Мел, совмещающий, казалось бы, невозможное – неброскую брутальность и интеллигентность, лучший друг Мела Киса (Артем Кошман), своей нервностью и экспрессией напоминающий персонажей Александра Петрова, разбитной наркодилер Гена (Никита Кологривый), местный донжуан и насильник Рауль Кудинов (Иван Лаврухин), его брат, закомплексованный Илья Кудинов (Олег Чугунов), забитый неврастеник Владислав Меленин, отец Мела (Даниил Воробьев), разбитной жизнелюб и главный мафиози города Артем Бабич (Николай Фоменко). Привлекает натуральность показанного, что особо отмечают критики – подростки на экране говорят так, как они говорят в жизни (поэтому при просмотре придется смириться с нецензурной лексикой).

Мир взрослых показан глазами бескомпромиссных подростков – и это мир не только глубоко порочный, но и, что куда менее извиняемо людьми молодыми, очень трусливый и несправедливый. К несправедливости и компромиссам привыкли все – и затаивший в себе сильную обиду на мир гостиничный администратор, отец Мела, и майор полиции, отец Хэнка (Анатолий Белый), и уверенный в своей безнаказанности режиссер-развратник Роман Сенин (Артем Ткаченко). У взрослых свои скелеты в шкафу – они скрывают свои и чужие измены, свое и чужое насилие, а за фасадом благополучной семьи с картинки таятся и отчуждение, и равнодушие, и даже ненормативные сексуальные пристрастия. Школа озабочена исключительно тем, «как бы чего не вышло», во всем видит «политику», даже в Сэлинджере. Но самое главное – все как будто не всерьез; слова и действия – это положенные элементы в правилах игры, «липа», как это постоянно называет сэлинджеровский Холден Колфилд.

В противовес взрослым подростки хотят, чтобы все было по-настоящему. Мел видит поэтическую строчку на граффити, и она становится для него символом борьбы с «липой»; он узнает про дуэли – и решает это перенести в реальную жизнь; вызов на дуэль – это не бутафория, поединки приводят к реальным смертям и крови и становятся способом призвать к ответу оскорбителя, заставить его ответить за сделанное или сказанное.

Что же из этого выходит? Во-первых, что вполне предсказуемо, насилие умножается – каким бы секретным ни был дуэльный клуб, весть о нем, как и о «Бойцовском клубе», становится доступной всем, кому важно поквитаться за обиду, а в конце первого сезона этой идеей загораются даже взрослые люди. Во-вторых, умножается ложь – нужно же куда-то прятать трупы и скрываться от следствия. В-третьих, тяга к справедливости и рыцарству никак не мешает красть, продавать наркотики и обманом получать деньги с толстого и неуклюжего товарища (хотя участие в дуэли бесплатно). И, наконец, дворянские правила XIX века никак не сочетаются с реалиями XXI века: подростки не знают элементарных дуэльных правил (нельзя шантажировать противника, чтобы вынудить его участвовать в поединке, недопустима дуэль родственников или поединок с несовершеннолетним); взрослые, узнав о «Черной весне», чтобы спасти своих детей и придать всему благопристойный вид, пытаются переделать объединение подростков в патриотический клуб, тем самым опуская романтику в прагматичную реальность.

Дуэльный клуб и связанная с ним череда событий обнажают, прямо по-евангельски, помышления многих сердец – открываются неблаговидные семейные тайны; разумный и тихий Илья, возмущенный тем, что отец его считает «срединным человеком», то есть умеренным и осторожным, участвует в дуэли, а после ворует отцовские сбережения; ловелас Рауль при прочих отталкивающих чертах характера оказывается человеком бесстрашным, не боящимся ответить за свои поступки; Хэнк ощущает себя Германом из «Пиковой дамы», который сходит с ума от тяжести собственной вины. Раскрываются с неожиданной стороны и взрослые – отец Мела, типичный «маленький человек», начинает всерьез угрожать хозяевам города; трусоватый доктор-наркоман (Евгений Коряковский) находит в себе мужество признаться Кисе-безотцовщине, что он его отец, и с каким-то смирением и спокойствием стоять под дулом пистолета обезумевшего от ярости и обиды сына; туповатый и недалекий с первого взгляда Артем Бабич, узнав всю страшную правду о подростках, подводит без лишних слов итог: «Нихрена мы не знаем своих детей, мужики». Как говорится, ни прибавить – ни убавить.

И, кстати, про знание детей. Как и в зарубежных сериалах (и, что куда печальнее, как это часто бывает и в реальной жизни), дети и родители знают друг о друге примерно ничего, и от благополучия семьи это никак не зависит. Взрослые и подростки живут в параллельных мирах, стараются лишний раз не связываться; вся разница между благополучными и неблагополучными родителями в том, что первые трепетно относятся к образу своих детей как «хороших», а вторые ничего хорошего про детей не думают – да и вообще не особо про них думают, пока те им не мешают. Диалога нет – узнав правду, взрослые сразу принимают решение, как замести следы, и сообщают об этом подросткам постфактум (впрочем, тут и не особо понятно, как и о чем разговаривать, время разговоров по душам, видимо, ушло); обостренный конфликт – повод поорать друг на друга, и очевидно, что это от безысходности. Ни отцы, ни дети не знают толком, что им делать друг с другом. Тургенев вечен.

Еще одна важная тема сериала – мужественность. Недаром женские персонажи вышли в целом довольно блеклыми и не очень выразительными. Анжела (Анастасия Красовская), в которую безответно влюблен ее лучший друг Мел – скорее фон, призванный подчеркнуть романтизм главного героя. А вот мужские персонажи получились гораздо более интересными; вообще сериал и по настрою, и по тематике очень «мужской» и поднимает острые вопросы и о том, как быть мужчиной, и о том, что такое мужская дружба.

Мужественность бывает разной, и «Черная весна» стремится показать почти все возможные варианты. Она может быть романтично-брутальной, как у Мела, бешено-страстной, как у Кисы, предприимчиво-залихватской, как у Гены, самодовольно-основательной, как у Артема, вальяжно-самоуверенной, как у Рауля, доброжелательно-теплой, как у военврача Алексея (Сергей Пашура), сдержанно-интеллигентной, как у Станислава. Мужское братство очень важно: дуэльный клуб возник прежде всего как союз друзей – молодых парней, которым важно по-мужски рассчитаться с оскорбителями; принадлежность к нему крайне важна для персонажей, остро переживающих нехватку своей мужественности – типа Ильи или Павла Игнатова (Яков Киселевич); на союзе троих давних друзей-мужчин – мафиози Артема Бабича, майора Константина Хенкина и бизнесмена Станислава Кудинова, стремящегося стать мэром, стоит провинциальный город. Беда в том, что никому из персонажей, несмотря на их мужественность и решительность, не удается решить главный конфликт – между унылой реальностью и желанием выйти из нее; для этого мало решимости, жажды справедливости, даже влюбленности мало – еще необходим смысл, то, что делает жизнь полной, необходимо, в конце концов, сострадание и умение слышать не только себя. А всего этого нет ни у детей, ни у родителей, и критическая ситуация обнажила это со всей очевидностью. Остается только стреляться – и, судя по финалу первого сезона, маховик насилия, ярости и отчаяния продолжит раскручиваться.

Несмотря на невеселый антураж и довольно мрачные выводы, «Черная весна» не оставляет депрессивного послевкусия. Сериал заражает своей витальностью и вызывает острое сочувствие к своим героям; становится жалко как родителей, так и детей – «Черная весна» внушает зрителям ту эмпатию, которой так не хватает ее персонажам. Кто знает, может, с этого и нужно начинать выход из проблем, которые так мастерски показал сериал?

Тем, кто хотел бы еще более основательно познакомиться с сериалом, рекомендуем передачу «Гик Zonы».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале