«Каждый имеет право на долю свободы». Писатель Александр Гриневский — о романе «Кыш, пернатые!»

Что делать, если у тебя вместо рук выросли крылья, а на твоем балконе живет синица размером с собаку? Где в столице отыскать «живые» памятники? Почему москвичи — «островные» люди? Какую цену человек платит за исполнение желаний и насколько общество принимает «непохожих» людей? На вопросы «ТД» ответил Александр Гриневский, преподаватель геологического факультета МГУ и писатель.

Крылатые инвалиды

Александр Олегович, в прошлый раз мы беседовали о книгах, прочитанных вами за последнее время. Как сейчас с чтением?

— Я придумал занимательный проект: прочитал пятнадцать романов, вошедших в шорт-лист премии «Большая Книга» за прошлый год. Мне стало интересно, в каком ключе пишут топовые русские авторы. Раз прочитал, то решил написать отзывы на эти книги. Это не критический разбор — просто мнение читателя. Больше того, я позволил себе поиграть в члена жюри Большой Книги — выделил наиболее понравившихся авторов и расставил собственные приоритеты. Всё это можно увидеть в моей ленте в «ВКонтакте».

Расскажите в общих словах для тех, кто не успел прочитать ваш новый роман «Кыш, пернатые!»: что там происходит?

— О людях, способных летать, писали многие: и Габриель Гарсиа Маркес, и Павел Вежинов, и в какой-то степени Ричард Бах в «Чайке по имени Джонатан Ливингстон». Но у них способность летать никогда не меняла физиологию человека — просто прибавлялась дополнительная надстройка. У меня физиология меняется.

Представьте, что по непонятной причине у вас вдруг вместо рук вырастают крылья. Сбылась мечта человечества о свободном полёте! Но это лишь одна сторона медали. Другая — совсем неприглядная. Вы не можете сами есть, одеваться, да и, прошу прощения, как быть с туалетом? А как отнесутся к этому ваши близкие?Ведь вы стали обузой, тяжелобольным, за которым нужен постоянный уход. Захочет ли общество принять вас таким или приложит все силы, чтобы вас уничтожить?

Мой роман — о том, как выжить в ситуации, когда ты становишься иным. В книге очень много героев, у всех разные судьбы, разная любовь. Есть предательство, погони, «ловцы», которые пытаются поймать крылатых и изолировать их. Вот канва книги.

А вы наблюдали за птицами, чтобы правдоподобно описать сцены полета?

— В 60-х, когда я учился в средней школе, было модно гонять голубей. Вся Москва была в голубятнях. Мы не учились — мы бегали, ползали по крышам, ездили на рынок покупать голубей. Потом через пару лет почти все голубятни из Москвы пропали. Естественно, я представляю себе полет птиц. Я знаю, как взять птицу в руки, как зажать лапы между пальцами, как ее держать, поить, как подбросить в воздух, как она расправит крылья. Всё я помню еще с тех времен.

«Что хотел сказать автор?»

Александр Гриневский. Фото из личного архива

Кстати, крылья в романе вырастают только у мужчин от сорока до шестидесяти лет, когда случается кризис среднего возраста и хочется как бы взмыть в воздух. Идея в том, что нужно быть аккуратным в своих желаниях?

— Автор, как и читатель, не знает, почему это произошло. Он может лишь догадываться. Ну а что касается того, что нужно быть аккуратным с желаниями… Наверное, вы правы. Мы же привыкли бросать слова на ветер: «Ах, вот бы я сейчас полетел!» А давайте представим, что мироздание откликается на любой «запрос»: хочешь лететь — на́ крылья, хочешь красивой жизни — держи!

Мне хотелось показать глобальное непонимание происходящего, создать тревогу. Почему у этого мужчины вдруг выросли крылья? Виноват ли тот странный бомж, с которым он только что говорил? Что читатель, что автор не понимают причину происходящего. Бог, мутации, эпидемия? Ответа нет.

Как раз один из героев, Валерий Павлович, предполагает, что дело в божественном вмешательстве…

— Это красивая идея: Бог перекраивает людей, потому что они своими шаловливыми ручонками создали атомную бомбу и вот-вот погубят планету. Ведь люди мало что смогут делать крыльями, а значит, эволюция пойдет другим путем.

Впрочем, Валерий Павлович сомневается, когда рассказывает об этом. Вроде бы все сходится, но возникают вопросы: почему только мужчины, почему среднего возраста, почему их так мало?

А если предположить, что небо захотело не проучить людей, а пойти на контакт с человеком, как в «Солярисе» Станислава Лема?

— Будем считать, что это вполне возможный вариант. Так ли это? Не факт, но я как автор «заставил» вас придумать свою версию. И это прекрасно.

О Внутренней Монголии и «внешней» Москве

Выставка иллюстраций Марии Реневой к предыдущему роману писателя «Аргиш». Фото из архива Александра Гриневского

Да, рассуждать можно бесконечно. Скажите, есть ли в стремлении «крылатых» отправиться в Монголию отсылка к Внутренней Монголии Виктора Пелевина?

— Отсылки к Пелевину нет по одной причине: мне кажется, он пишет о мистической, оккультной Монголии. Меня же Монголия прельщает как физическое пространство. Я, к сожалению, не был в этой стране, был только на границе. В романе Монголия — это придуманное мной представление об огромных малозаселенных пространствах. Цивилизация там — в точечном виде в городах, а в остальных местах — древняя жизнь, которая идет из века в век. Здесь, конечно, есть отсылка к роману Леонида Юзефовича «Самодержец пустыни. Барон Р. Ф. Унгерн-Штернберг и мир, в котором он жил».

Своих героев я поместил в места, которые знаю, — это Горный Алтай. Там ходят яки по переливающимся травой равнинам, орлы парят в воздухе, рядом высятся горы, облака висят и царит запустение. И даже из этих фантастических мест герои рвутся в Монголию, где ещё более спокойно, ещё более пустынно.

В книге есть глава, где герои гуляют по «Москве памятников». Как получилось придумать такой маршрут: Есенин, Блок, Гоголь, Шолохов, Нансен, Бродский, Веничка Ерофеев? Меня он так вдохновил, что я даже повторила путь — правда, ошиблась с Гоголем: нужен был «сидящий» памятник, а я пришла к «стоящему».

— А вы знаете, как в 70-е годы хиппи договаривались о встрече на Гоголевском бульваре? Это называлось «встретиться на Гоголях». Вот я гулял «на Гоголях» и увидал там «стоящего» Гоголя. Обошел кругом, посмотрел, думаю: «Что необычного-то?»

Я, недолго думая, подошел к бабушке с палочкой: «Вы не знаете, тут где-то должен быть другой памятник Гоголю?» Она говорит: «Вот-вот, во дворике, в садике, где библиотека». Я пошел туда и обомлел, конечно, когда увидал «сидящего» Гоголя — злого, больного, совершенно фантастического. Когда ты его обходишь вокруг, он следит за тобой взглядом.

Выяснилось, что много памятников, стоящих на площадях, совсем не трогают меня, коренного москвича. А есть такие, которые создают эмоциональную нагрузку. Казалось бы, вот памятник Есенину: простой мальчик, в котором мы узнаем гения, шагнувшего из Рязани в Москву. Но рядом с ним каменные лебеди, и ты понимаешь: как он был деревенским парнем, так он им и остался. Сразу вспоминаются висящие над кроватью тканые ковры, на которых плавают лебеди. Это было украшение каждой деревенской семьи.

Потом потихонечку приходишь к Блоку. Это очень тяжелый автор, темный. Он стоит в темноте в маленьком дворике — никого нет, два окна в доме горят. И поэт как будто с тобой разговаривает.

Дальше — Нансен во дворике. Казалось бы, его надо изобразить в унтах, с веслом — он же полярник. Нет: стоит фантастический хлыщ, держит руку на плече мальчика в шляпе. И ты понимаешь, что он не только полярник, но и человек, который спас огромное количество жизней у нас в России, когда в Поволжье был голод.

Веничка Ерофеев чего сто́ит! Тоска же зеленая, когда смотришь в темноту, а на тебя глядит из окна человек, который едет к своей любимой, а любимая стоит в другом конце садика. Ветер катает листья, и никого нет.

Такую мысленную прогулку по памятникам можно продолжать долго. Для реальной прогулки нужно свое время и настроение. Мы, москвичи, живем на «островах», которые знаем, а между ними — пространство, которое мало обжито и непонятно. Как только ты попадаешь за пределы «островов», начинаешь себя ощущать в чужом городе.

Фантастика или гиперреализм?

Съёмки буктрейлера книги. Коллаж из архива Александра Гриневского

В одном из интервью Вы описывали свое творчество как «бытовую» фантастику. Применимо ли это определение к «Кыш, пернатым!»?

— На этот вопрос я не то что затрудняюсь ответить — у меня просто волосы дыбом встают, когда я его слышу. Когда я впервые начал читать роман в Центральном доме литераторов на семинаре, мне сказали, что его никто не напечатает — он выбивается из всех канонов. Я пропустил это замечание мимо ушей. Но когда принес роман в редакцию, главный редактор меня тут же спросил: «Александр Олегович, какой жанр этого произведения?» Я развел руками.

Я не считаю написанное «чистой» фантастикой. Фантастический роман предполагает фантастическое событие, которое развивается в фантастическом сюжете. Мне это не очень интересно. Куда интереснее запустить фантастическое событие в реальную жизнь и посмотреть, какими будут последствия. Я прислал редактору вариантов десять, начиная от фантастики и кончая гиперреализмом. Все это не пошло, и «Дружба Народов» выпустила текст под шапкой «авантюрный роман».

Я с интересом читаю отзывы на роман, и как его только не характеризуют: философское эссе, фантастика, сюрреализм, психоделическое смешение фантастики и реальности. Ни одно определение, как мне кажется, не подходит, но на самом деле это и не важно. Вопрос в том, нравится или не нравится.

Один из комментаторов описывает ваш роман как «салат из "Превращения" Кафки и "Чайки по имени Джонатан Ливингстон" Баха, обильно политый соусом современной реальности». Действительно ли вы вдохновлялись этими произведениями?

— Александра, ничем я не вдохновлялся. Я могу вам выдать такой же сюжет, как в «Кыш, пернатых!», на ровном месте. Представьте себе: вы просыпаетесь у себя в комнате оттого, что у вас на балконе что-то стучит. Вы ворочаетесь, потом отдергиваете занавеску и видите синицу размером с собаку, которая сидит на полу балкона и еще телепатически может с вами разговаривать. Всё, фантастика на этом закончилась.

Как изменится ваша жизнь? Куда вы денете эту синицу? Вы не можете ее прогнать, потому что ее убьют, а ветки под ней ломаются. Как сказать родителям или любимому: «Я спешу домой, потому что у меня там вот…» Точно так же мне пришло в голову: «А что, если вдруг?..» И никакой Кафка здесь не нужен.

Если попытаться сформулировать в двух словах, то о чем роман?

— Я все время задумывался: вот я написал четыре романа — какая главная тема? В итоге понял, что пишу о личной свободе человека. В романе поднимается важный вопрос о взаимоотношении индивидуума и общества. И не важно, крылатый это человек или просто инакомыслящий.

Общество — не застывший конгломерат, это живая структура. По мере того, как меняется сознание ряда индивидуумов, меняется и само общество. Но изменение общественного сознания — процесс медленный, длительный. Сознание индивидуума меняется куда быстрее. На этой почве и возникает конфликт между обществом и отдельными его членами.

Устами своих героев, которые неожиданно стали иными, обрели способность летать, я призываю общество быть более терпимым ко всему новому, умерить накал страстей, не поддаваться невыверенным решениям, не преследовать неугодных. Все мы люди, каждый имеет право на долю свободы.

На правах рекламы

Выходу книги предшествовал буктрейлер на YouTube. В России подобная реклама книг — ещё довольно редкое явление...

— Первоначально роман был напечатан в журнале «Дружба Народов». После того, как его выдвинули на премии НОС и «Большая Книга», появилась идея издать его отдельной книгой. Трейлер мы снимали самостоятельно, без привлечения денежных средств со стороны.

Оператор, фотограф и артисты — мои друзья. Многие из них — студенты МГУ, но был даже один профессор. Съёмки уложились в один день, и он был очень необычным и интересным. Мы обзвонили всю Москву, чтобы найти крылья — не белые ангельские, а черные. И вот нам привезли самые большие в столице крылья — на пять часов! Во время съёмок артистам связывали руки за спиной, потому что в кадре рук быть не должно. Меня же одели непонятно кем (смеётся).

Иллюстратором вашей книги и режиссёром буктрейлера стала художник Мария Ренева. Почему именно она?

— Мария уже иллюстрировала мой первый роман «Аргиш». Там тайга, тундра, сплав по рекам, стрельба, алмазы, выживание, — иными словами, куча экшена. Когда она дала мне посмотреть рисунки, я обомлел. Что должно быть изображено? Ну конечно, волна на перекатах, лодки, дуло ружья и человек на мушке. А мне показывают картины природы! Сначала у меня было полное отторжение, а потом я понял, что художника интересует не столько действие, сколько пространство, в котором оно происходит.

Когда Маша готовила выставку иллюстраций из «Аргиша», она поместила рисунки в старые оконные рамы — такие, которые поделены на маленькие прямоугольники. Получилось, что мы стоим здесь, снаружи, и смотрим через стекло куда-то далеко — на тайгу, тундру, реку, оленей, зимнюю дорогу…

Вот и в романе «Кыш, пернатые!» подход приблизительно тот же. Отсутствуют парящие в вышине крылатые люди, зато есть то, что их окружает. Пространство будто давит на героев. Мне кажется, Маша попала в точку.

Александр Грин и Александр Гриневский

Александр Гриневский во время занятий кайтингом (сцены с этим видом спорта вошли в роман). Фото из личного архива

Очень хочется спросить: не родственник ли Вы писателю Александру Грину, настоящая фамилия которого — Гриневский?

— У моего младшего брата, который живет в Швеции, есть хобби: он профессионально занимается изучением истории нашей семьи. Выяснилось, что какая-то связь с семейством Грина может наблюдаться в шестнадцатом колене, но уж больно далеко отходит ответвление. У меня прадед после польского восстания был сослан на Кубань, а у Грина дед — в Вятку.

Я считаю, что мы не родственники, хотя однажды выступал «сыном лейтенанта Шмидта». Это было во времена студенчества, когда мы с приятелем оказались в Феодосии на борту кораблика под названием «Александр Грин». Приятель был активный, веселый. Он, не раздумывая, пошел к капитану и заявил, что на корабле находится родственник Александра Грина. Капитан не поверил, заставил показать паспорт, после чего по репродуктору объявили: «Граждане отдыхающие, с нами на борту находится родственник Александра Грина».

Пишите ли вы сейчас новую книгу?

— Я пишу, но очень медленно: голова занята событиями, которые происходят вокруг. Но в июне в «Дружбе Народов» должен выйти новый роман «Честь и нечисть». Будет рассказано о приключениях в лесу, где обитает нечисть.

Подготовили Александра Егорова и Софья Полонская

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале