Епархиальное собрание: что запомнилось?

23 декабря духовенство города Москвы встретилось со своим правящим архиереем — Святейшим Патриархом — на Епархиальном собрании. Прот. Максим Козлов рассказывает, какие из поднимавшихся на Епархиальном собрании вопросов наиболее запомнились, что предполагается изменять в литургической и внебогослужебной жизни московских приходов.

Клирики города Москвы ожидали в этом году Епархиального собрания с особым волнением. И понятно: первый раз проводил его Святейший Патриарх Кирилл, все задавались вопросом, какие традиции, и в самом проведении собрания и в церковной жизни, будут продолжены, что мы услышим нового, и по форме, и по обозначенным приоритетам развития церковной жизни.

Конечно же, наиболее  полное представление о Епархиальном собрании и выступления на нем Святейшего Патриарха даст нам тот текст обращения, который размещен на официальных ресурсах Московской Патриархии и который — это была первая инновация — Святейшим Патриархом был озвучен только частично. Он не зачитывал этот текст, а останавливался на тех разделах и тех аспектах, которые считал наиболее важными, вполне свободно комментируя.

То, что мы скажем ниже, — это не более чем субъективные и не выходящие за рамки личного восприятия впечатления одного из участников собрания. Они никак не отменяют больших аналитических материалов, которыми сопровождается описание собрания на официальных церковных ресурсах.


                                  Епархиальное собрание города Москвы. Фото с сайта Patriarhia.ru

Собирать здоровые и активные силы общества вокруг приходской жизни

Первая идея, которая, мне кажется, была вполне новой, — это идея о желательности создания при каждом приходе попечительских советов. Это было увязано с принятием нового приходского устава, который был утвержден на последнем заседании Священного Синода. А с точки зрения принципиальной, попечительский совет должен стать начатком развития церковно-общинных отношений с привлечением к Церкви не только тех людей, которые уже регулярно в храм ходят, но и тех, которые только обозначили вектором своего движения направление в сторону Церкви. В этот попечительский совет, по мысли Святейшего Патриарха, могут входить и представители власти, и журналисты, в том числе церковные, и представители интеллигенции и бизнес-сообщества. И, таким образом, можно будет собирать здоровые и активные силы общества вокруг приходской жизни.

Проведение в практику канонической нормы жизни Церкви

Вместе с этим — это тоже весьма четко было озвучено в докладе Святейшего Патриарха — новый приходской устав четко постулирует, что высшим органом управления на приходе является не приходское собрание, а правящий архиерей. Настоятель теперь, по новому уставу, будет председателем приходского совета, кроме тех особенных ситуаций, когда архиерей сочтет полезным решить этот вопрос по-другому. В данном случае мы видим проведение в жизнь канонической нормы жизни Церкви. А именно так, конечно, каноны воспринимают принцип церковного правления: архиерей есть глава церковного управления, в соответствии с юридической нормой, признаваемой государством. И об этом соответствии можно и нужно, на мой взгляд, весьма и весьма порадоваться.

Еще один важный момент, который был отмечен Святейшим Патриархом: храмы должны стать просветительскими духовно-культурными центрами. Наряду с тем, что постоянно говорилось о Евхаристии как центре жизни каждого прихода, эта духовно-просветительная задача также весьма решительно была постулирована Святейшим Патриархом.

 
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
на Епархиальном собрании города Москвы.
Фото с сайта Patriarhia.ru

Устранение «странной» литературы

Важным моментом в упорядочивании и приходской, и в целом церковной жизни будет следующая практика (которая начнется, правда, не завтра): все книги, которые продаются на приходах, должны будут иметь гриф Издательского совета (когда он создаст достаточное количество подразделений и наберет достаточные силы для того, чтобы эту работу осуществлять), или гриф «рекомендовано Синодальным информационным отделом».  Такой гриф, в частности, должны иметь все периодические издания, претендующие на статус церковно одобренных. Несомненно, что решение  этих вопросов приведет, наконец, к устранению из церковных лавок и магазинов странной литературы, которая репродуцирует не ортодоксальные, а суеверно-магические или странные, с канонической или богословской точки зрения, взгляды и подходы.

Может ли быть благодатным безобразие?

Много прозвучало в докладе Святейшего Патриарха важных и актуальных положений в отношении практики совершения таинств, богослужений и обрядов. Святейший Патриарх указал на реальную проблему сегодняшней церковной жизни: большое количество разводов, которые случаются и у людей, вступивших в церковный брак. И говорил о необходимости катехизации для брачующихся с тем, чтобы они сознательно вступали в брак. Говорилось также о том, что священник не должен в дальнейшем оставлять вступивших в брак своим попечением. Как Святейший Патриарх тепло по-отечески посоветовал, можно позвонить через какое-то время вступившим в брак, спросить, все ли у них хорошо, почему, если эти люди в храме давно не были, их давно не видно. А если придут эти люди в храм, то после литургии пригласить их на совместный чай, тепло, по-домашнему побеседовать и, таким образом, поспособствовать воцерковлению новых христианских семей.

Решительно указал святейший патриарх на недопустимость освещать учреждения сомнительного назначения, разного рода ночные клубы, дискотеки и рестораны, магазины, где продается безнравственная и сомнительная продукция. В отношении богослужения Предстоятель Церкви высказался в том смысле, что в приходах нашей столицы должно совершать богослужения неспешно, но и не чрезмерно растягивая, учитывая реальные потребности и возможности прихожан.

При рассмотрении внебогослужебной деятельности прихода, мне особенно запомнилось высказывание о том, что особенный акцент следует сделать на волонтерских добровольческих проектах, по работе с молодежью. На каждом приходе должны в качестве регулярных тружеников появиться: педагог-катехизатор, молодежный руководитель, церковный социальный работник.

Отдельно остановился глава Церкви на имеющем место по сей день недостаточном уровне богословского образования клириков. Путем решения этой проблемы видится и проведение пастырских семинаров и определенная переподготовка по благочиниям. Для лучшей подготовки будущих кадров учебному комитету было дано указание о разработке программы и создании проекта подготовительных курсов для поступающих в духовные семинарии.

Немалое внимание было уделено и эстетике храмового бытия. Концентрировано Патриарх Кирилл сказал об этом в следующей фразе: «Может ли быть благодатным безобразие?», имея в виду ту вкусовщину и непризнание авторитета квалифицированных специалистов, которые мы порой встречаем при строительстве или реставрации храмов, даже и московских. И Святейший Патриарх твердо указал, что настоятель ни в коем случае не должен руководствоваться своими понятиями, представлениями. Нужно следовать совету профессионалов и необходимым результативным заключениям искусствоведческой комиссии.

 
                                   Епархиальное собрание города Москвы. Фото с сайта Patriarhia.ru

Вопросы Предстоятелю

Также Святейший Патриарх довольно долго отвечал на записки, в том числе на неподписанные (но рекомендовал подписывать, говоря, что бояться этого не нужно). Что мне запомнилось (это вполне не репрезентативная выборка). На вопрос — традиционно встречающийся — о длительном чтении записок на Литургии Патриарх ответил, что долгом настоятеля является позаботиться, чтобы не складывалась парадоксальная ситуация, когда Евхаристический канон занимает 15 минут на Литургии, а чтение записок — 40-50. При этом Его Святейшество не призывал отказаться от чтения записок вообще, но отвести этому разумное время.

Был задан вопрос о совершении Исповеди на всенощном бдении; Патриарх крайне положительно отозвался об этой практике и выразил недоумение, что есть настоятели, которые противятся тому, чтобы Исповедь совершалась не только утром, но и вечером под воскресный или праздничный день.

На вопрос о соединении акафистов с полиелейной службой или всенощным бдением Патриарх Кирилл сказал, что это, с одной стороны, не традиционная для устава форма. С другой стороны, Патриарх напомнил духовенству о том, что народ наш любит акафисты и пренебрегать живым движением души церковного народа к акафистам никак не следует. А следует трудиться над тем, чтобы акафисты эти были достойные, а все употребляющиеся проходили необходимую процедуру адаптации и аккредитации в соответствующих церковных инстанциях.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале