Помпеи Иордании (записки русской туристки)

Сам город представляет из себя руины. Лучше всего сохранился театр. Очень хорошо видно, что первые места, как и на дорогих концертах у нас сейчас, были предназначены для VIP — они большего размера. Нам повезло: пока мы смотрели на то, что осталось от древнего города, в том числе и храм, в театр зачем-то буквально под конвоем привезли группу иорданцев — человек тридцать, не меньше — которые стали хором, прихлопывая в ладоши, распевать песни, видимо, изображая древних болельщиков...

Читайте также:

По Иордании путешествова Мария (записки русской туристки)

День первый. Крещение (продолжение)

Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…

Что ти есть море, яко побегло еси и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? (Пс. 113, 4-5)

В этом году чуда не произошло, но те, кто был здесь на Крещение в прошлом году, рассказывают, что действительно после того, как епископ благословил и освятил воды Иордана, на глазах у всех вода побежала в обратную сторону! «Рассудок отказывается верить, а глаза видят, — рассказывала монахиня из Горненского монастыря в Иерусалиме. — Сначала бутылка, которую кто-то выпустил из рук, поплыла против течения. Потом люди от радости стали бросаться в Иордан, и один мужчина уронил в воду ботинок — он тоже поплыл против течения». Чудо длилось около получаса.

Реку Иордан можно представлять себе какой угодно, только не такой, какая она есть сейчас на самом деле. Вода в ней мутная, желтоватого цвета (из-за большого количества минералов), сейчас это узенькая, довольно мелкая речка. Однако в период разлива, если в Аммане, который находится выше, пройдет много дождей, Иордан может разливаться чуть ли не на километр.

Река Иордан

Долина реки Иордан — одно из самых низких мест на земле, это 400 метров ниже уровня моря — всегда была кормилицей людей, живших на этой территории. И сейчас Иордания, которая на 78% (!) пустыня, собирает здесь два-три урожая в год. По дороге на Иордан мы видели и бананы, и финиковые пальмы, я уже не говорю о помидорах и огурцах. Здесь же растут все виды цитрусовых. Но самым удивительным было видеть настоящий библейский пейзаж: холмы и овцы, которых едва ли отличишь от камней — такого же цвета. Здесь тысячелетиями ничего не меняется.

С восточного берега реки Иордан, напротив Иерихона, т. е. на территории современной Иордании, пророк Илия был вознесен на огненной колеснице на небо (книга 4 Царств, гл. 2). В этой же местности, вероятно, он скрывался от преследовавшего его царя Ахава (3 книга Царств, гл. 17). По преданию, в этих же местах подвизалась и преподобная Мария Египетская.

Завтра мы едем в Мадабу, где находится церковь, в которой сохранилась самая древняя карта Святой Земли. На ней обозначена и долина реки Иордан под названием Вади Харар (Долина шумов или Долина источников).

День второй. «Помпеи Востока»

Ум Кайс

Древний Ум Кайс (Um Qais) больше всего известен как Гадара. Жители именно этого города не впустили Христа к себе после того, как Он совершил чудо исцеления бесноватых. Это те гадаринские бесноватые, бесам из которых Господь разрешил войти в свиней, после чего те бросились в Тивериадское озеро. Мы не дошли до того самого места, где это произошло, остановились в пределах города, но даже и здесь было понятно, что только свиньи, одержимые бесами, могли броситься в Тивериадское озеро — оно находится очень далеко! Из-за тумана его даже не было видно: перед нами простиралась огромная долина, потрясающая по красоте, но озера не было видно даже вдалеке.

Сам город представляет из себя руины. Лучше всего сохранился театр. Очень хорошо видно, что первые места, как и на дорогих концертах у нас сейчас, были предназначены для VIP — они большего размера. Нам повезло: пока мы смотрели на то, что осталось от древнего города, в том числе и храм, в театр зачем-то буквально под конвоем привезли группу иорданцев — человек тридцать, не меньше — которые стали хором, прихлопывая в ладоши, распевать песни, видимо, изображая древних болельщиков, предположим, за команду КВН «Иорданские бедуины» или что-то в этом роде.

По дороге в Джераш мы остановились у магазина, где продается, по словам нашего гида, самая качественная косметика из продуктов Мертвого моря. Здесь каждый впервые попробовал свои таланты в торге. Так забавно наблюдать за тем, как наши люди, не говорящие по-английски, разговаривают с официантами и продавцами в лавках. Один наш батюшка, желая сбросить цену максимально и сразу, без долгих споров, говорил: «Нет, брат, это дорого. Слышишь, давай «супер турбо минимум»»!

Конечно, арабы не могут торговать чем-то одним — это несерьезно — поэтому, кроме косметики, здесь можно купить какие угодно сувениры: одежду, сумочки, украшения, посуду, игрушки и т. д. и т. п. вплоть до ковров. Но напрасно было бы скупать все подряд, потому что у нашего гида все было расписано: продукция Мертвого моря здесь, по дороге в Джераш, дешевое серебро (классическая коллекция) — в Петре, золото и «ультрасовременные» модели из серебра — в Акабе, сладости — в Аммане.

Только «арафатки» — традиционные арабские платки — можно покупать везде. Я воспользовалась первой же такой возможностью и как только надела такой платок, сразу почувствовала что-то родное: в арафатке удивительно уютно. Особенно при переменчивой иорданской погоде: когда жарко, она защищает от солнца, а когда холодно согревает. Несмотря на то, что арафатки носят только мужчины, за всю поездку ни один арабский мужчина не осмелился сказать мне об этом, наоборот, они улыбались мне как родной и каждый предлагал завязать ее по-своему.

В Джераше

Джераш — еще один древний город, который сохранился несравнимо лучше. За это его называют «Помпеями Востока». Здесь тоже сохранился театр, но больший по размеру. Мы смогли по достоинству оценить удивительно хорошую акустику здесь — для всех посетителей Джераша на волынках исполняется народная музыка. Самое интересное — храм, который переделан в христианский из языческого. Дело было так. Здесь существовал храм Диониса — покровителя виноделия и винопития. Когда же на эти земли пришли христиане, естественно, нужны были христианские храмы. Тогда они перестроили этот храм и освятили его… не больше не меньше — в память чуда в Канне Галилейской — первого чуда Спасителя, когда Он претворил воду в вино! И в самом деле, после первой Литургии в этом храме вода в фонтане рядом с ним превратилась в вино.

Продолжение следует…

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале