Новые приключения на Святой земле

Пасху мы встречали в русской миссии в Иерусалиме. Можно было пойти на Гроб Господень, но ведь Его Воскресение было одинаково для всех уголков нашей вселенной, да и не знали мы как там и что, греческого я не знаю, да и шум там такой, что помолится толком никак не получается.

Пасха Христова

Монастырь Георгия Хозевита 

Литургия где-нибудь на севере Архангельской области точно такая же, как и в храме Гроба Господня. В общем, выбор был сделан в сторону миссии, и, как оказалось, не зря. 

Было, конечно немного тяжеловато после предыдущей службы поспать удалось всего два часа. Пасхальная заутреня началась в два ночи, служило ее множество духовенства, человек 30 из разных уголков нашей родины, практически все приехали с паломническими группами. Спокойно, чинно, молитвенно и торжественно, прошла служба, пел мужской хор миссии. Все как в России: даже пасхальное послание Святейшего читали перед причастием. Радость духовная переполняла, все наши паломники причащались. 

 Гробница Лазаря 

Святыни здесь выше конфессиональных разногласий. Престолы, на которых совершается литургия, открыты для всех, и часто бывает, что разные конфессии христианские служат попеременно на одном престоле, и обычным людям позволительно их касаться. 

В очередной раз, поспав не более двух часов, мы отправились на Елеонскую гору. Были в месте Вознесения Спасителя, в Гефсиманском саду, рядом же посетили Кедронский поток. Слов нет. Оттуда просто невозможно уйти!

Вифлеем 

Иорданская пустыня 

Хорошо Светлую неделю провести в паломничестве по Святым местам. Так делают многие и в Москве, едут, например, в Троице-Сергиеву лавру или еще куда-нибудь. Так и мы решили не отставать от старой московской традиции и поехали на место рождения Спасителя и в Хеврон, где растет Мамврийский дуб. 

День сегодня прошел под знаком любви к братьям нашим католикам, в лице итальянцев. Но про это чуть позже. 

Вообще, нынче паломников возят на Палестинские территории редко. Хамас и все такое… Но здесь как-то в очередной раз все сложилось. Мы миновали большущую стену, которую строит Израиль вокруг Палестинских территорий и въехали в автономию. Чисто визуально она мало чем отличается от Иерусалима, правда, немного беднее, ну и евреев нет совсем.  

 Пещера Рождества Христова 

Приехали к базилике Рождества Христова. Это огромный храмовый комплекс, где все перемешано. Тут и пещера Рождества, и католический монастырь, и пещера где жил и подвизался блж. Иероним, и пещера Вифлеемских младенцев. 

Основной храм ― православный, единственный сохранившийся со времен равноапостольной царицы Елены (начало IV века), с византийской мозаикой IV-VI веков. В храме шла служба на арабском, греческом и русском языках. Под алтарем храма находится пещера Рождества, и в момент окончания православной литургии, в пещере начиналась католическая месса (над Рождественской звездой тоже находится престол). И вот тут произошла первая встреча с католиками. 

Когда начинается их служба, а это здесь происходит несколько раз в день, то доступ к святыне для паломников перекрывается. Очередь к пещере состояла в основном из католиков-итальянцев, которые, заслышав знакомые звуки стали ломится туда с невероятной энергией. Что заставило нас отступить. Через час мы вернулись, месса кончилась, а итальянцев ― только прибавилось. Пришлось, активно работая локтями, прокладывать себе путь, иначе бы нам туда и вовсе не попасть. 

Также посетили и т.н. Молочную пещеру, где по преданию (католическому) Божия Матерь кормила Христа, и где произошло поклонение волхвов. Пели рождественские колядки, что на Пасху само по себе удивительно.

Хеврон

 Мамврийский дуб 

После этого мы поехали в Хеврон, в котором живут всего четыре православных человека. Это служащий там отец Владимир, монах, и две монахини. Остальные в этом городе ― мусульмане. Но местное население уважает русскую Церковь. Правда, бывает, свистят пули, когда возобновляется интифада, но к этому насельники уже привыкли. Очень колоритный там сторож в 11-м поколении, мусульманин, кстати. Считает, что в независимости от того, куплена эта земля или нет ― все временно и она по-настоящему принадлежит только ему. Воспитывает своего сына в преемники. 

Мамврийский дуб ― огромный высохший дуб в возрасте более четырех тысяч лет, который совсем недавно дал один маленький зеленый отросток, что само по себе чудо. Вообще чудо и появление самой дубравы, ведь растительность Святой земли не предполагает деревьев ― только кустарники. 

Ох уж эти итальянцы... 

И, конечно, по возвращении в Иерусалим, мы пошли ко Гробу Господню. И здесь второй раз встретились с нашими братьями. Опять началась месса, закрыли Кувуклию для паломников, а эмоциональная и бесцеремонная итальянская очередь к святыням опять выросла, и откуда они взялись, на Пасху столько не было. Ну да ничего, объяли друг друга радостью. 

Заметил странную особенность: армяне и греки служат в основном по ночам, никого к себе особо из чужих не пуская, только по договоренности. Очень редко служат на престолах святынь, доступа к святыням не перекрывают. У католиков все наоборот: служат средь бела дня, во время наплыва паломнических групп, и только на престоле святыни. Народу ― тьма, а доступ к святыне закрыт. Православные ― терпеливо ждут, когда кончится месса. 

Вот так, друзья мои, бывает на Святой земле. 

Продолжение следует...

Впервые опубликовано 10 апреля 2007 года под названием «Новые приключения отца Павла на Святой земле»

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале