Мусульмане в Австралии – со своим уставом на чужой континент?

Совместный проект издания «Татьянин день» и журнала «Мы в России и Зарубежье»: Австралия возникла как государство «белых» переселенцев из Старого Света, прежде всего, англичан. И вплоть до 1973 года иммиграционная политика страны была ориентирована практически исключительно на прием европейцев – они получали привилегии при переселении в страну. Особое предпочтение отдавалось представителям Западной Европы. После отмены этих преимуществ талантливые хорошо образованные люди с других континентов получили равные шансы на получение австралийского гражданства, независимо от своей расы, цвета кожи и религии.

Австралия возникла как государство «белых» переселенцев из Старого Света, прежде всего, англичан. И вплоть до 1973 года иммиграционная политика страны была ориентирована практически исключительно на прием европейцев – они получали привилегии при переселении в страну. Особое предпочтение отдавалось представителям Западной Европы. После отмены этих преимуществ талантливые хорошо образованные люди с других континентов получили равные шансы на получение австралийского гражданства, независимо от своей расы, цвета кожи и религии.

Однако со временем критерии образования и таланта утратили свою силу. Австралия стала и принимать практически всех желающих, зачастую, даже военных преступников. Пример этого – случай Конрада Калейса, бывшего члена нацистского карательного отряда Виктора Арайса, действовавшего во время Второй мировой войны в оккупированной Германией Латвии. После войны он перебрался в Австралию и несколько десятилетий свободно жил в стране, и лишь сравнительно недавно он был привлечен к ответственности за свои преступления.

Беспорядки в Кронулле
В 2005 г. в городе Кронулла прошла череда беспорядков. Началось это так. Несколько групп приезжих мусульман направились бродить по берегу, чтобы напасть на «белых» посетителей пляжа. Они совершили отвратительные преступления: грабежи, акты вандализма и изнасилования. Когда членам этих банд пришлось отвечать за свои поступки перед судом, они вовсе не мучались угрызениями совести о содеянном. По их словам, законы Шариата позволяют им так жестоко обращаться с неверными Аллаху австралийцами. Это вызвало ответную реакцию. Большие группы «белых» ультранационалистов стали нападать на посетителей пляжа, притом не только на мусульман, но и на всех, кто не подходил под англо-саксонский тип внешности. Именно эти «акты возмездия» были кульминацией кронулльских беспорядков. Виновны, несомненно, и те, и другие. Как говорят англичане, танго танцуют вдвоем.

Граждане Австралии рассчитывали, что лидеры мусульманского сообщества окажут давление на своих братьев по вере, чтобы добиться примирения с «белыми» жителями Кронуллы, и помогут остановить насилие в этом и других местах проживания мусульман. Поначалу глава мусульман Австралии шейх Тадж-эль-Дин аль-Хилали откликнулся на эту просьбу, призвав мусульман найти свое место в австралийском обществе. Шейх даже посетил кронулльский пляж совместно с членами местного парламента и епископом англиканской церкви. Однако совсем недавно он пошел на попятную, назвав женщин в купальниках «неприкрытым мясом». По его словам, в изнасиловании в девяноста процентах случаев были виновны сами женщины. Противоречащие друг другу заявления шейх делает отнюдь не впервые. С момента своего приезда в 1988 году в Австралию он уже успел «отличиться». Позволял себе антисемитские высказывания, одобрил террористические атаки одиннадцатого сентября, был арестован за контрабанду, дорожные правонарушения. Именно слова шейха аль-Хилали сподвигли наиболее впечатлительных членов мусульманского сообщества в Австралии к совершению преступлений и, следовательно, привели к последующей изоляции и умеренных мусульман.

Большая проблема мелочей культуры
Число мусульман в Австралии не превышает сегодня полутора процентов от общей численности населения. Однако их действия обращают на себя пристальное внимание со стороны общества. Почему же другие более многочисленные этнические сообщества смогли безболезненно стать частью общества, а мусульмане – нет? Причина кроется в так называемой «многокультурной» политике. По сути, она представляет собой инициативу по приобщению приезжих к основам австралийской культуры. Эта концепция безупречно работала в отношении переселенцев из Европы и Азии, однако, дала сбой в случае с мусульманами. В результате – они оказались изгоями в австралийском обществе. Главной причиной оказались религиозные убеждения новых иммигрантов. Исламская культура и закон очень сильно расходятся с европейскими ценностями. Европейская культура базируется на личной свободе. Например, в выборе еды (мусульманам многое запрещено есть, существует и запрет на алкоголь) или же образа жизни (например, христианство не прописывает определенного стиля одежды «на каждый день»). И эти мелкие детали – причина огромного разрыва между европейцами и мусульманами.

Так уж случилось, что пляжная культура является неотъемлемой частью современной австралийской культуры. Иммигранты из Европы с радостью восприняли эту сторону жизни. Женщины и мужчины носят на пляже типичную одежду: плавки, бикини и т.д. Для западной культуры это вполне нормально, мало кто обращает на это внимание. Однако мусульманину такая одежда может показаться нескромной или даже, в некоторых случаях, развратной. И это расхождение многие считают наиболее острым из тех, что отделяют мусульман от австралийцев. Многие австралийцы знают об этой проблеме и считают, что «сомнительные» члены мусульманского сообщества должны быть депортированы. А министр финансов Питер Костелло и вовсе заявил: «Если люди хотят жить по законам Шариата, то есть страны, где они могут чувствовать себя комфортно, но Австралия к их числу не относится».

Однако реакцию правительства Австралии на межнациональные проблемы нельзя назвать полностью адекватной (например, наделение полиции полномочиями по применению превентивных мер при борьбе с терроризмом). Успешным было лишь проведение конференции с мусульманскими религиозными и общественными лидерами Австралии для обсуждения различных вопросов положения ислама в стране.

Самым же противоречивым решением оказалось введение экзамена для всех иммигрантов, желающих получить гражданство. Этот тест должен будет включить в себя вопросы об австралийской демократии, ценностях, культуре и истории. Однако понимание не одно и то же, что одобрение и терпимость. Другими словами, одно только понимание демократической системы не делает человека демократом.

Мысли о России
Мусульманское сообщество России очень отличается от австралийского. Число мусульман в России, по разным оценкам, от двадцать одного до двадцати восьми миллионов человек – это пятнадцать-девятнадцать процентов от общего числа населения. Среди них преобладают поволжские татары и мусульмане Кавказа. Это сообщество не иммигрировало в Россию в последние годы, а проживало на ее территории сотни лет и мирно сосуществовало со своими христианскими и буддийскими соседями. Трения между русскими и мусульманами имели место в последние пятнадцать лет и, в основном, были последствиями Афганской и Чеченской войн, а также подъема глобального исламского экстремизма.

Лучший путь для России избежать тех же проблем, что есть в Австралии – контролировать иммиграцию, а также арестовывать и депортировать потенциально опасных для страны иммигрантов.

Борясь с исламским экстремизмом, Россия и Австралия сталкиваются с одинаковой проблемой. Проблемой, которая стоит перед всей западной цивилизацией. В конечном счете, исламский экстремизм приходит из других стран. Многие, сражавшиеся в Афганистане, Чечне и даже Ираке, приехали из таких стран, как Саудовская Аравия, Сомали, Оман, Йемен и Алжир. Запад, как, впрочем, и Россия, должен бороться с этим влиянием, если он хочет победить исламский терроризм.

* Марк Стеммер – потомок русских эмигрантов в четвертом поколении. Перевод с английского. Королевский технологический университет, Мельбурн

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале