Крест и слава

Эта неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. Мы поклоняемся "хранителю всея вселенной, красоте Церкви, царей державе, верных утверждению, ангелов славе и демонов язве", как поётся на праздник Воздвижения. В эти дни особенно хочется задуматься над тем, понимаем ли мы, чему на самом деле поклоняемся?

Вот оно - материальное воплощение нашего спасения, орудие позорной казни, ставшее орудием величайшей победы. Cв. Иустин Философ утверждал: “Крест, как предсказал пророк, есть величайший знак силы и власти Христовой”. Здесь апостольский муж употребляет слово σύμβολον (sýmbolon) - знакомое нам как символ, а в античные времена так называли половинки разломленного предмета - монеты, таблички, - которыми обменивались люди, заключившие между собой союз гостеприимства. Когда пришедший в дом показывал такой предмет, половинки соединяли, и, если они совпадали, человеку оказывали гостеприимство. В те же времена это означало некий эталон, который использовался для сравнения различных предметов, к примеру по весу. "Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет" (Мк. 8:34), говорит Спаситель, и наш собственный крест всегда должен иметь в виду как эталон Крест Животворящий, поскольку мы стремимся прийти в нашей вечной жизни туда, где наш символ будет принят как вторая половина и нам будет оказано высшее гостеприимство.

Свидетельства о почитании Креста христианами как символа Жертвы Христовой имеются со II века, и изображения Креста множественны на фресках первых веков. Так на вилле богатого христианина на Везувии была найдена мозаика с выложенными крестообразно словами "Христос Спаситель". В антихристианской риторике конца II века Минуций Феликс уже упоминает крест, как знак христиан. Точно неизвестно, когда среди первых христиан появилась традиция носит нательный или наперсный крест, в качестве знака отличия от язычников (вероятно в III в., тогда же, когда свт. Киприан Карфагенский назвал "Верую" символом веры - сиречь, отличительным знаком христиан, их "паролем"). Примерно в это же время Тертуллиан писал, что "мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие".

Таким образом христиане отмечали свои действия, как посвящённые Христу, распятому на кресте. Прп. Иоанн Дамаскин писал о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание». Однако часто мы воспринимаем не только крестное знамение, но и нательный крест, в качестве некого оберега, обладающего волшебной силой и способного нас защитить и нам помочь просто по факту.  От обвинений в поклонении кресту как подобному магическому объекту должны были защищаться ещё первые христиане, но и сейчас можно услышать, что ношение креста тебя защитит само по себе, ибо в нём заключена сила Креста Господня. Но разве символ нашей принадлежности к Церкви Христовой может быть амулетом? Разве осенение себя крестным знамением само по себе что-то значит?
 
Люди очень часто воспринимают церковную жизнь как некие товарно-денежные, а точнее успешно-молитвенные отношения. Я помолился - мне Господь помог, забежал в храм и поставил свечку -Господь помог сдать экзамен, отстоял молебен в соборе и послушал какие-то слова на церковнославянском - Господь сделал меня олимпийским чемпионом. Поэтому нет ничего удивительного, что безбожники ухмыляются на неудачи спортсменов, получивших патриаршее благословение: мол, не помогло, значит жульничают, а Бога не существует. Разумеется, бога, который дарует победы и удачи за свечки и переминание с ноги на ногу на долгой проповеди, - не существует. К сожалению, слишком часто люди верят именно в такого божка и обижаются, когда не получают просимого. "Как же так, ведь я же был в церкви, а всё равно не оказался первым!? Либо Бог виноват, либо Его нет!" - и что можно ответить такому несчастному?
 
                  Спортсмены Олимпийской сборной на встрече со Святейшим Патриархом. Фото Юлии Маковейчук
 
На прошедших Олимпийских играх в Ванкувере был интересный момент в финале мужского фигурного катания. Выходит на ледовую арену эпатажный американец Джонни Вейр, над поведением которого на его родине постоянно смеются. Перед началом выступления он опускается на одно колено и размашисто, справа-налево трижды крестится. Я вначале глазам не поверил, но именно так. Джонни - известный русофил, прекрасно говорит по-русски, но на шее у него помимо православного креста висят ещё иудейская хамса и корейский амулет. И для него и крестное знамение, и все обереги на шее - просто на удачу, потому что "помощь нужна со всех сторон", как он сам говорит. Вейр занял пятое место, на втором, как всем известно, россиянин Евгений Плющенко, а олимпийским чемпионом стал Эван Лайсачек, который своей самой дорогой вещью называет восьмиконечный, православный крест (Лайсачек - частично русин, частично грек). Так что молились, судя по всему, многие и удачи у креста просили тоже, но победа зависела не от крестного знамения или силы амулета, а от качества катания. "На Бога надейся, но сам не плошай", говорит русская пословица.
 
Надо не забывать, что нательный крест и крестное знамение - это не обереги и идолы, приносящие удачи, а наши пропуски в Царствие Небесное. Как писал Гумилёв, "И не домик в Галилее /Вам награда за труды - /Светлый рай, что розовее /Самой розовой звезды". Не оценку на экзамене, и не золотую медальку на Олимпиаде мы получаем в награду, когда соединяем нашу частичку креста с Первообразом, а куда большее. Потому и неправильно воспринимать успехи и неуспехи даже после благословения или поставленной свечки, как доказательства существования или отсутствия Бога. Не надо нарушать вторую заповедь, а надо просто нести свой крест, следуя за Господом. Не надо нарушать и третью заповедь, но надо уповать на мудрость Божию - Он лучше знает, выполнение каких из наших просьб будет нам в пользу, а каких во вред.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале