Возвращение храма

В январе 1995 года противостояние общины храма святой мученицы Татианы и Студенческого театра МГУ, занимавшего историческое здание храма, достигло своего апогея. Тележурналист Александр Егорцев был алтарником татьянинского прихода и снимал происходившее на любительскую камеру. Сегодня, спустя 15 лет, мы публикуем эти видеосвидетельства и комментарии автора

Более года длилась борьба за возрождение университетской церкви святой Татианы. Так прошел весь 1994 год. Руководство театра выдвигало все новые сроки переезда, потом откладывало, снова обещало, снова нарушало и снова обещало. Крайний срок, наконец, был назначен на 6 января 1995 года. Театр пообещал освободить помещения накануне Рождества, чтобы мы могли встретить праздник в нашем храме.

На видео - молебны, не раз совершавшиеся в течение затянувшегося процесса передачи храма святой мученицы Татианы Церкви.

Но вот позади Новый год, Рождество — а театралы и ныне там, продолжают за запертыми дверями дежурить в здании. Теперь театр вроде бы согласен переехать 24 января (но не раньше), чтобы мы смогли встретить День Татьяны в храме святой Татианы. Однако, наученные горьким опытом, мы уже ничему не верили. С очевидностью вырисовывалась дальнейшая наша перспектива: или мы войдем в храм накануне Дня Татьяны, или мы не войдем в него уже никогда…

22 января 1995 года. Воскресенье. 10 часов утра. Только что закончилась ранняя литургия в Казанском соборе. Прямо на Красной площади, возле собора, оживление. Здесь собралась община Татианинской церкви. Священник, студенты-алтарники, учащиеся и преподаватели. Некоторые пришли с детьми. Чтобы скопление людей не вызвало интерес милиции, — все же не на демонстрации — разбиваемся на две группы (одна идет дворами). Место встречи — под аркой психологического факультета на улице Герцена, напротив храма святой мученицы Татианы. 

10:30 утра. Улица Герцена. Вдали стоит фургон. Наш. В нем церковная утварь (переносной деревянный престол, подсвечники, кресты, облачения и т. д.). Все ждут. Нервничают: пошучивают, смеются, снова смолкают. Все в каком-то радостном напряжении, одушевлении. Пар изо рта, холодно. Переминаются с ноги на ногу. Дети прыгают, чтоб хоть как-то согреться. Что-то будет?!

10:45. Дворами пробираемся вокруг факультета журналистики. За спиной памятника Ломоносову подходим к храму. Деревянная полусгнившая дверь, которой давно уже никто не пользовался. Чугунный Ломоносов недвижно взирает на червонные звезды кремлевских башен. Сказочное январское утро, совсем пушкинское: «Мороз и солнце, день чудесный. Еще ты дремлешь…"

 

 

11:00. Действительно, «мерзость запустения на святом месте»… В каком плачевном состоянии предстал нашим глазам храм! Полумрак (все окна зачем-то заклеены черной бумагой). Бутылки из-под водки под ногами. Битое стекло. Какие-то огрызки. Обрывки бумаги. Грязное тряпье. Чего только не находим в этой сплошной грязи. Пыль и мусор повсюду. И это и есть тот пресловутый «очаг культуры»?

Подгоняем фургон, выгружаем церковную утварь. Запираемся на засов. Заколачиваем все лишние двери — на случай попыток штурма. Спешно производится капитальная уборка. Все театральное барахло из помещения храма стаскиваем на первый этаж, к выходу. Выкорчевываем в храме зрительские ряды, выгребаем груды мусора и стекла со сцены, то есть из алтаря. Снимаем осветительное оборудование. Срываем с окон черную бумагу — Господи, храм наполнился светом! Настоящим солнечным светом, лучи которого не проникали сюда уже несколько месяцев, если не лет… Спустя час-полтора, к приезду милиции (вызванной театралами) отодранное и отмытое помещение снова засияет, напоминая всем, что оно принадлежит церкви, что оно и есть церковь!

Приезжает милиция, требуют открыть дверь. С нашей стороны медлительность. Переговоры через дверь ведет один из профессоров МГУ. «Открывайте! Дымовую шашку, что ли, бросать?!" В здание входят двое сотрудников милиции с автоматом. С ними директор театра Большакова, вертится вокруг начальника милиции, подсовывает какие-то бумажки. Проходит полчаса, капитан изучает документы, представленные Большаковой. Потом наша папка с документами храма. А в это время с тряпками по полу ползают дети, отмывают разлившееся когда-то черное пятно, всю скверну, что накопилась за семьдесят лет. И на глазах совершается метаморфоза — кругом-то ведь уже не театр, а Божий храм; стены, окна, пол — все уже другое, чистое. После долгой паузы капитан милиции встает и медленно произносит свой вердикт: «Рассмотрев все предоставленные театром и общиной материалы, приходится констатировать, что у общины все документы в наличии. У театра документация устаревшая и недостаточная. Поэтому, исходя из создавшейся ситуации, милиция готова проследить, чтобы никто не помешал театру вывезти отсюда свои вещи». В заключение милиционеры призвали стороны к цивилизованному разрешению конфликта, к примирению и предложили сразу же начинать перевоз вещей театра… А произошли все эти удивительные события 22 января, в день святителя Филиппа, митрополита Московского.

24 января - настоятель университетской церкви отец Максим Козлов в сослужении с другими московскими клириками и вместе с мирянами молились на первом всенощном бдении накануне храмового праздника. На следующий день - 25 января -  в первый раз Татианинский храм посетили Святейший Патриарх Алексий II и ректор университета В. А. Садовничий. В 1995 году День покровительницы студентов мученицы Татианы в МГУ впервые начался с Божественной литургии...

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале