Кадры – острая проблема православного книгоиздания

Православное книгоиздание уже стало самостоятельной отраслью рынка, но квалифицированных специалистов для него до сих пор не готовят. Как обучать на базе светских вузов специалистов по религиозным изданиям, обсуждали участники круглого стола 16 марта в Московском университете печати.
 
 
Московский университет печати 

Как отметил редактор отдела религии издательства «Эксмо» Андрей Богословский, основная проблема сотрудничества светских и церковных издателей в том, что очень

 
 Андрей Богословский
немногие специалисты могут сочетать знание издательского процесса, маркетинговых приёмов и высокий профессионализм с пониманием богословской специфики. Между тем книжная отрасль нуждается в целом ряде специальностей: товароведах, бренд-менеджерах, рекламщиках, пиарщиках.

Этот же аспект выделил профессор МГУП Юрий Филиппович. Однако он призвал не сводить вопрос исключительно к подготовке практиков: «Как издательство может работать, если у него нет научного стержня?» На взгляд Юрия Николаевича, при более близком рассмотрении выявляется целый ряд серьёзных проблем - от отсутствия крупных проектов до полной неизученности рекламного рынка - и здесь вопросов значительно больше, чем ответов.

«Вопрос нужно поставить более широко, - объяснил Филиппович. - Какие именно кадры нужны православному книгоизданию?» От решения этой задачи будет зависеть конкретная форма подготовки специалистов. На сегодняшний день предлагаются самые разные варианты: от интеграции вуза со средней школой до профильной подготовки в аспирантуре, от краткосрочных форм повышения квалификации до полноценного второго высшего образования.

Своё видение проблемы изложил директор Ассоциации «Православная книга» Алексей Головин: основную сложность сейчас составляют «трудности коммуникации» между

 
 Алексей Головин
разными участниками рынка. Для более эффективного его развития Головин считает правильным создание трёхсторонней рабочей группы с участием высокопоставленных представителей Русской Православной Церкви, Роспечати и МГУПа. Головин подчеркнул, что при успешном развитии этого проекта он мог бы выйти на всероссийский уровень и, возможно, даже получить национальный статус.

Итог обсуждению подвел декан факультета издательского дела и журналистики МГУП Алексей Столяров. «Наряду с качеством сейчас стоит количественный вопрос», - заявил он, уточнив, что «речь идёт о пирамиде православных средних школ». Из-за неглубокого изучения вопроса рынок по-прежнему страдает недостатком консолидации, однако Столяров отметил и положительные моменты: «Мы ведём диалог не на пустом месте». Сегодня для качественного развития необходимы системные шаги, а они невозможны без понимания набора необходимых дисциплин, а также численной оценки студентов, которых предполагается готовить по новой программе. Столяров также поддержал идею Головина.

В дискуссии участвовали представители ректората МГУПа, деканы и преподаватели факультетов, представители православных издательств.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале