Имени Александра Невского

Кажется, про Великую Отечественную мы уже видели всë. И всех – солдат, офицеров, генералов, танкистов, пилотов, подводников, разведчиков, шпионов, диверсантов, пленных, штрафников, героев, предателей, сволочей, бесславных ублюдков... Но выясняется что одна грань этой войны, целый пласт метафизического масштаба в кинематографе так и не был затронут. И фильм Владимира Хотиненко восполняет этот пробел.
 

Картина посвящена в историческом плане деятельности Псковской православной миссии на оккупированной фашистами территории, а в глобальном смысле - вопросу о предназначении Церкви и роли священника в жизни человека и народа. Мы уже приоткрыли для себя через киноискусство внутренний мир монаха («Андрей Рублев», «Остров»), митрополита («Царь»), теперь на очереди - священник. Поп, кажется, впервые стал главным героем полнометражного художественного фильма, да еще и в исполнении звезды первого ряда - Сергея Маковецкого. В исполнении, надо заметить, очень удачном: без лишнего нажима, без лишнего пафоса, вполне по-человечески.

Герой ходит по лезвию бритвы, балансирует на грани жизни и смерти, оказывается под угрозой равно как от «своих» - русских, одураченных большевистской бормотухой, так и от «чужих» - немцев, открывающих храмы лишь в собственных пропагандистских целях. Особенно ярко видна утробная враждебность обеих идеологий к православной вере в сцене пасхального крестного хода, вызывающей в памяти одноименный рассказ Солженицына.

Но позиция священника - служение Богу, а не власти, спасение душ, а не забота о собственном благополучии - делает его абсолютно неуязвимым как среди фашистов, так и среди коммунистов. Расстреливают мирных жителей, вешают партизан, убивают полицаев - а отец Александр Ионин остается в живых, хотя ежедневно на волоске от гибели, часто - среди оскорблений, порой - в побоях, а на десерт - двадцаточку в советском лагере. «Симоне Ионин, любиши ли Мя?»

Это цельный характер, закаленный во многих испытаниях : импульсивный, прямой, принципиальный. Порой отец Александр совершает действия, казалось бы, роковые для своей судьбы: отказывается отпевать убитых партизанами полицаев, выгоняет из дома немецкого полковника Фрайгаузена, не служит молебны о победе немецких войск. Но каждый раз неведомая сила избавляет его от гибели.

Жаль, что для попа не удалось создать такой же яркой метафоры, какая была найдена для попадьи - мертвая корова, у которой надоили молока и напоили многих. Жена отца Александра, несмотря на все свои острые грани, оказывается не менее героической личностью. И вообще, любящие супруги - большая редкость для нынешнего кинематографа.

События в картине вполне историчны. Полная достоверность гарантируется и самим авторитетом компании-создателя - «Православной энциклопедии» во главе с Сергеем Кравцом, продюсером картины. В эпилоге романа Сегеня, по мотивам которого снят фильм, прямо говорится об отце Александре Ионине как о реальном историческом лице, друге знаменитого старца - отца Николая Гурьянова, также участника Псковской миссии. Так что отец Александр вполне мог оказаться в конце 70-х перед вратами Псково-Печерского монастыря, как это обыграно уже в эпилоге фильма. Кстати, роль самого монастыря, оказавшегося под немецкой оккупацией, еще предстоит прояснить историкам, ведь там в эти годы подвизался архимандрит Серафим (Розенберг) - дальний родственник Альфреда Розенберга, рейхсминистра занятых восточных территорий.

Подробнейшим образом о религиозной политике фашистов на территории СССР рассказывается в знаменитой книге Михаила Шкаровского «Нацистская Германия и Православная Церковь». Не случайно этот автор и стал научным консультантом фильма. Но помимо исторической достоверности, создателям картины удалось качественно проработать и немало интересных сюжетных ходов.

Любопытная параллель всплывает с вышеупомянутыми «Бесславными ублюдками» Тарантино - в обоих фильмах одним из главных действующих лиц становится еврейская девушка, единственная из всей семьи чудом спасшаяся из рук нацистов. Только у Хотиненко она принимает православное крещение. Параллель абсолютно неожиданная, потому что с одинаковым затруднением можно себе представить, чтобы автор патриотических книг Александр Сегень изучал сценарий «Ублюдков» или, напротив, Квентин Тарантино зачитывался «Попом» издания Сретенского монастыря.

Замечательно использован и классический прием «картина в картине», когда молодежь в клубе, переделанном из церкви св. Александра Невского, смотрит фильм Эйзенштейна «Александр Невский» - о победе над немецкими рыцарями. И вот на наших глазах совершается преображение храма, где теперь отец Александр будет молиться Богу и своему небесному покровителю о победе над новыми немецкими захватчиками. Собственно, все основные события и развиваются вокруг храма. Или внутри него.

Фильм чрезвычайно эмоционально заряжен и при этом абсолютно чужд всякой пропаганды, пиара, моралите - и никакой «клерикализации всей страны». Просто жизнь, война, история, человек. Хорошее пасхальное кино. Христос воскресе!

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале