Митрополит Иларион: молитва - духовный камертон

В России регулярными становятся открытые встречи архиереев с молодёжью и городской интеллигенцией, посвящённые как общественным, так и чисто религиозным темам. Во вторник, 11 мая, эту традицию продолжил председатель митрополит Волоколамский Иларион, выступивший в здании Московского авиационного института с рассказом о молитве.

Хотя зал Дворца культуры МАИ и не был полон, в нём собралось много слушателей - прежде всего, студентов самого Авиационного института. Пришедшие на встречу были людьми разных взглядов и разной степени воцерковлённости, поэтому выступление митрополита Илариона носило характер своеобразного «религиозного ликбеза». В течение часа владыка осветил основные проблемы, важные для интересующегося верой и молитвой человека, а затем ответил на вопросы аудитории.

 
 

Диалог с Богом

 

После краткого вступления ректора МАИ Анатолия Геращенко митрополит Иларион отметил, что сегодня многие люди «считают себя верующими, но не имеют никакого опыта молитвы. Для них актуален вопрос, зачем и как молиться, нужно ли говорить Богу то, что Ему и так известно, и как быть, если ты не знаешь ни одной молитвы. «Молитва - это не монолог, а диалог, - напомнил митрополит. - Это возможность встречи с живым Богом, Который слышит человека и способен отвечать на молитву». Для верующего человека такая встреча - не просто средство для достижения конкретной цели, но прежде всего, разговор с Богом, в котором человек получает ответ на свои слова и желания.

С другой стороны, как подчеркнул архиерей, бывает, что человек обращается к Богу, но диалога не происходит. Владыка пояснил, что чувство душевной пустоты, одиночество во время молитвы связано с тем, что человек сам по той или иной причине не готов к встрече с Богом, не настроен на неё: «Слова молитвы не доходят до Бога, потому что не доходят до самого человека».

 

Повторение формул или ритм жизни?

 
 

Не менее важен вопрос о том, когда и сколько раз нужно молиться. Здесь председатель ОВЦС напомнил высказывание святителя Григория Богослова: «Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать». Эти слова, убеждён владыка, не риторика. Конечно, обычный человек не может 24 часа в сутки молиться, как молятся на богослужении, но для него возможно научиться жить так, чтобы вся его жизнь была предстоянием перед Богом. «Молитва - это не только произнесение слов, а настраивание человека на определённый тон: молитва должна пронизывать все дела», - конкретизировал владыка Иларион. Молитва может стать главным содержанием жизни, если человек все свои дела посвящает Богу.

Важная черта молитвы - благодарность. Неверующий человек, по словам архиерея, отличается от верующего именно отсутствием благодарности: для него всё хорошее в жизни - следствие случайностей или результат собственных заслуг. А для верующего жизнь, здоровье, встречи с людьми - дар Божий.

 

Слова и дела

 

Митрополит Иларион подчеркнул, что молитва может быть очень простой: «Для того, чтобы молиться, необязательно знать молитвы - Бог поймёт человека и без слов. Бог всегда слышит человека, но человек не всегда слышит Бога». Архипастырь кратко рассказал об основных христианских молитвах (Иисусовой молитве, «Отче наш), о смысле понятия «молитвенное правило» и о роли иконы в молитвенной практике.

Значение молитвы для повседневной жизни можно объяснить просто: «Всякое дело, перед которым не идёт молитва, лучше не делать». Таким образом человек мог бы избежать многих грехов и даже преступлений. Но здесь важно, чтобы молитва никогда не надоедала человеку, не стала механической, а для этого важно чередовать тексты из молитвослова с собственными словами. Молиться, отметил владыка, можно в любом месте и в любом положении - стоя, и сидя и при необходимости даже лёжа, хотя, конечно, традиционно на молитве принято стоять: так легче сосредоточиться. Однако и молитва сидя не является чем-то чуждым Православию: в греческих церквах почти всегда есть скамейки, и немалую часть службы прихожане сидят.

 

Молитва, грех и Церковь

 

Важной частью выступления митрополита Илариона был рассказ о влиянии молитвы на человеческие отношения. Многие спрашивают: зачем молиться о близких людях, если Богу и так известно их будущее? «Мы молимся о людях потому, что мы любим их, или потому, что должны их любить», - пояснил митрополит. Эта любовь должна относиться, конечно же, не только к друзьям: «Если человек совершает грехи, он заслуживает не презрения, а сострадания».

Один из самых острых вопросов современного человека - зачем ходить в храм, если верить и молиться можно и внутри себя. Как подчеркнул владыка, в таком рассуждении немало лукавства: невозможно быть христианином и при этом не быть членом церковной общины, так же, как невозможно быть семейным человеком и при этом не жить в семье. Человек молится не как изолированное существо, а как член церковной общины, и от этого получает силу. Кроме того, только в храме становятся возможны Таинства.

 

 

После лекции владыке пришло много вопросов - как в записках, так и непосредственно из зала. Они были посвящены не только теме встречи, но и другим вопросам. Так, митрополита спросили, как долго нужно пытаться привести человека к Богу. Ответ был конкретен: «До тех пор, пока он не придёт к Богу». Однако владыка Иларион подчеркнул, что проблема здесь в другом: каким образом приводить человека к вере, особенно если это сопровождается настойчивыми ссорами и скандалами. «Лучший способ - быть живым примером», - напомнил митрополит.

Зал оживился после вопроса о том, кому можно молиться при несчастной любви. Архиерей ненадолго задумался, а затем сказал, что «в этом случае нужно молиться Богу - я не знаю каких-то святых, которые помогают в этом случае». Вообще же, напомнил лектор, к обычаю молиться определённым святым в определённых случаях нужно относиться очень осторожно, даже если это советуют в церковной среде. Например, очень распространён сомнительный совет молиться при головной боли Иоанну Крестителю, потому что ему отсекли голову. Владыка подчеркнул, что «святые - это не какие-то специалисты по врачеванию человеческих недугов».

В конце встречи председателя ОВЦС спросили и о том, куда ведут экуменические контакты и возможно ли объединение разных христианских церквей. Владыка напомнил о важности диалога с инославными, но «теорию ветвей» отверг: «Мы верим в то, что есть одна Церковь, она имеет свои видимые границы, и Православная Церковь является той истинной и единой Церковью, которую основал Христос». Так же скептически он отреагировал на упоминание о концепции «философской веры» Карла Ясперса, которая должна, по мысли философа, преодолеть различия между религиями. «Мы, православные христиане, в это не верим», - заявил митрополит Иларион, прямо сказав, что объединять разные веры в одну «невозможно и не нужно».

После общения владыки с аудиторией МАИ подарил митрополиту несколько памятных книг, а глава ОВЦС подписал для институтской библиотеки свой двухтомник «Православие».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале