Главная задача священника - не мешать формированию общины в своем приходе

Троица - престольный праздник многих московских храмов. В день, когда христиане празднуют рождение Церкви, настоятель одного из них - храма Троицы Живоначальной в Хохлах - протоиерей Алексий Уминский рассказал корреспонденту «ТД» о своем видении приходской общины в современном городе.
 

Протоиерей Алексий Уминский

на проповеди в день Святой Троицы

- Отец Алексий, что для вас значит служить в храме Святой Троицы?

- Если говорить откровенно, служение священника не ориентировано на то, кому или чему посвящён храм. Прежде всего - это предстояние у Престола Божия, служение Божественной литургии вне зависимости от того, освящена ли церковь в честь Троицы, Богородицы или кого-то из святых. Поэтому считать, что название храма как-то влияет на моё присутствие здесь, было бы не совсем верно.

Но, тем не менее, для священника храм, в котором он служит, всегда является определённым символом. Поэтому для меня как настоятеля храма Святой Троицы необыкновенно радостно, что он посвящён празднику, когда рождается Церковь. Всякий раз, когда приближается наш престольный праздник, когда поются удивительные песнопения, когда читаются коленопреклонённые молитвы и ектеньи, призывающие благодать Святого Духа на всех присутствующих в храме, для каждого из нас по-новому раскрывается смысл жизни в Боге.

Это осмысление нашей жизни в Духе Святом постоянно подтверждается тем, что мы приходим в храм Святой Троицы, видим Её икону, воздаём Ей поклонение. Как говорил преподобный Сергий, «воззрением на Святую Троицу побеждается всякая рознь сего мира».

- О чём напоминает христианину праздник Троицы?

- Это напоминание о том, кто такой христианин. По человеческой немощи мы всё время склонны сводить нашу духовную жизнь к жизни религиозной, жизнь в духе - к жизни приземлённой, которая определяется формой, обрядами, внешним исполнением каких-то вполне благочестивых традиций. Человек пытается ограничить своё общение с Богом: он читает утренние и вечерние молитвы, приходит в воскресенье на литургию, причащается раз в месяц, но дальше вроде бы ничего и не надо.

А вот когда наступает праздник Святой Троицы, бурный ветер Духа Божия срывает все границы. Все подпорки, на которые можно опереться, сдуваются, и оказывается, что человек может иметь опору только в Боге. Это великая свобода, великая радость, и праздник Святой Троицы показывает нам, насколько безграничным может быть человек, если он соединяется с Богом.

- Как это отражено в богослужении праздника?

- Всё богослужение с прекрасными обычаями, начиная от зеленой листвы, которая показывает, что духовная жизнь - это постоянная молодость, постоянное цветение, и заканчивая потрясающими молитвами на Великой вечерне. Меня всегда бесконечно трогает, когда мы молимся за тех, кто содержится во аде. Они, кажется, совершенно отвержены своей жизнью от Бога, но и до них доходит радость этого дня.

- Несмотря на эту радость, в праздновании Троицы есть некая двойственность: это первый день после Пасхи, когда разрешаются земные поклоны. Нет ли в этом скорби?

- Земные поклоны - ещё не знак скорби. Апостол Павел говорит, что Христос «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп., II, 7). А здесь, мне кажется, то же самое можно сказать о Святом Духе. Святой Дух совершает действие снисхождения к человеческому существу. Ведь все законы человеческого естества, даже физические - падшие: нас всё время клонит вниз к земле. В духовной жизни - то же самое: мы грешим и падаем. А Христос преодолевает для нас эти законы Своим Вознесением. Он восходит, а Дух Святой, как бы подчиняясь законам падшего мира, снисходит к нам, чтобы апостолы получили бесконечную силу восхождения. Он сошёл на апостолов в виде огня, а у огня естественное свойство - всегда стремиться ввысь. И этот закон огня, который принёс нам Дух Святой, действует так, что Его любовь мы принимаем тоже коленопреклонённо. Мне кажется, смысл земных поклонов именно в этом.


В храме Живоначальной Троицы в Хохлах существует старинная праздничная традиция:
после службы на Святую Пасху настоятель бросает прихожанам крашеные яички,
и прихожане стараются их поймать

 - День рождения Церкви - это и праздник каждой общины. В чём, на ваш взгляд, главное значение общин?

- Дело в том, что Церковь исторически сложилась именно как община. О признаке общины говорят нам Деяния святых апостолов: у всех христиан было общее сердце, никто из них ничего не называл своим. Они всё время собирались у Чаши Христовой и вместе участвовали в преломлении хлеба, то есть в Евхаристии. Эти признаки общины как были явлены две тысячи лет назад, так до сих пор и существуют: у человека есть та же общая жизнь с Богом и другими членами общины, потому что все они - Тело Христово. Церковь иначе как через общину не существует.

В противном случае церковная жизнь превращается в коммерчески-бытовую, когда Церковь мыслится уже не как организм, а как организация, как сфера религиозных услуг для населения. Это общиной не назовёшь. Предупреждение, чтобы этого не было, лежит в пятой главе Деяний, когда Анания и Сапфира попытались сказать: «Вот это моё, а остальное будет твоё». Апостол Пётр это очень грозно пресёк, потому что не может быть такой лжи. Если ты с Богом соединяешься, отдай ему всё, что у тебя есть. Если все вокруг тебя доверятся Богу, вы и друг другу себя доверите, а Бог отдаст вам Себя Самого без остатка. Это и есть общинная жизнь, когда у всех всё в полноте. Может быть, немного идеализированная картина, но она призвана быть такой.

- А насколько полноценная общинная жизнь возможна в современном мегаполисе?

- Конечно, возможна: она и иной и не может быть. Просто сейчас в тех местах, где живёт много людей, храмов не хватает, и условия для создания общин там ограничены. Но думаю, что и в этих условиях священник должен делать всё, чтобы община существовала.

Общину не надо специально организовывать: община создаётся совершенно естественным образом, когда люди причащаются Святых Христовых Таин не для себя, а для того, чтобы быть со Христом. Главная задача священника - не мешать формированию общины в своём приходе. Надо просто открыть двери храма и приходского дома: люди сами всё сделают! Скажи им: «Хотите пить чай после литургии - пожалуйста, я буду пить чай вместе с вами. Хотите организовывать беседы, социальное служение - я буду вместе с вами».

Священник не может и не должен делать это по какой-то разнарядке сверху - это стремление самих людей. Когда люди полны Христом, они уже не могут просто так уйти из храма после Причастия. Им необходимо быть вместе, они хотят делиться своей радостью, им важно дружить внутри прихода. Просто нужно дать такую возможность. Поставь стулья, столы - люди сами принесут еду, сами приготовят чай, сами уберут - всё сделают сами. Только не мешай, будь не просто исполняющим священнические обязанности, а единым со своими прихожанами. Живи с ними общей жизнью. Всё остальное - не сразу, но обязательно заработает.

- Престольный праздник - совершенно особый день для общины. Какие праздничные традиции есть в вашем приходе?

- Такие же, как и, наверно, во многих приходах. Мы украшаем храм, проводим торжественное богослужение, крестный ход, потом - Великую вечерню. У нас всегда, не только на Троицу, бывает общая трапеза. Все прихожане заранее готовят её своими силами - мы собираем на это деньги, и любой член прихода или гость, пришедший на праздник, может сесть за стол и порадоваться вместе с нами: мы не делаем пригласительных билетов. Кроме того, в эти дни мы устраиваем торжественные Троицкие концерты в приходском доме.

 

Фотографии взяты с сайта Троицкого храма в Хохлах

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале