Пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ: «Воспринимать визит сквозь призму Евангелия, а не политики»

Накануне визита Святейшего Патриарха Кирилла в Украину внимание многих СМИ приковано к тому, что происходит на религиозной карте этой страны. Мы расспросили пресс-секретаря Предстоятеля Украинской Православной Церкви протоиерея Георгия Коваленко о том, как готовились в УПЦ к визиту и чего ожидают от него, а также о реакции на предстоящий визит украинских раскольников. Беседа состоялась в рабочем кабинете отца Георгия в Киево-Печерской Лавре.
 Прот. Георгий Коваленко
Протоиерей Георгий Коваленко

- С чем связан выбор программы визита Патриарха Кирилла: Одесса - Днепропетровск - Киев? Влияли ли в УПЦ на составление программы?

 

- Прошлогодний визит Патриарха охватил почти всю Украину: он был и в Киеве, и в Крыму, и на Донбассе, и на Западной Украине, а вот Одесса и Днепропетровск остались немного в стороне. Поэтому понятно желание одесситов тоже увидеть Патриарха. Что касается Днепропетровска, то, насколько я понимаю, здесь сыграли роль личные контакты митрополита Иринея и Патриарха Кирилла, которые были однокурсниками. С другой стороны, Днепропетровск - один из городов-миллионников, крупный промышленный центр. Когда были сформулированы и поступили пожелания от епархий, Священный Синод Украинской Православной Церкви официально пригласил Патриарха по предложенной программе. Посещение Киева - это, с одной стороны, знак уважения к нашей общей истории, к единой духовной купели, князю Владимиру и его крещению. В России с этого года день крещения Киевской Руси стал государственным праздником, как и в Украине. С другой стороны, я вижу в этом и личный подтекст: Патриарх в крещении - Владимир, и для него этот день является в том числе и личным праздником.

 

- Что будет в программе визита, кроме богослужений? Есть ли в этом инициатива украинской стороны?

 

- Программа визита - это плод совместных трудов епархий и Патриархии. Были свои предложения от всех сторон, над ними достаточно долго работали соответствующие комиссии, выезжали на места, в результате чего что-то исключалось из предложенного варианта, что-то добавлялось. И та программа, которая сегодня обнародована, может еще изменяться.

Программа состоит из двух частей. С одной стороны, это традиционные богослужения, поклонение Патриарха местным святыням. С другой стороны, в программе предусмотрена

 
 Киево-Печерская лавра

миссионерская, или просветительская часть. Сейчас часто спрашивают: зачем Патриарх едет на Южмаш? («Южный машиностроительный завод» в Днепропетровске, производящий ракетно-космическую технику и другую наукоемкую продукцию, в 1986-92 гг. директором завода был Леонид Кучма, впоследствии Президент Украины. - Авт.) Разве он не видел заводов? На самом деле Патриарх едет не на завод посмотреть, он посещает храм на территории завода. И это скорее знак не для внешней среды, а для церковной. Это признание того, что новое служение, которое начало развиваться в Украине - храмы на предприятиях, шахтах и заводах - необходимо и важно. Посещение Патриархом больницы или детского дома - это сигнал или знак Церкви, что это служение также необходимо и важно. Встреча Патриарха с общественностью или молодежью - это тоже определенный знак для Церкви, свидетельствующий о важности этой аудитории для церковной миссии.

 

- Какого результата ожидают в УПЦ от визита Патриарха?

 

-В прошлом году мы видели, что визит Патриарха заставил общество, скажем так, повернуться к церковным, христианским темам, пробудил интерес к словам, которые говорил Патриарх. Мы ожидаем подобного и в этом году. Мы постоянно акцентируем внимание на том, что слова Патриарха нужно воспринимать сквозь призму не политики, а Евангелия и церковно-святоотеческой традиции. Если смотреть на слова Патриарха сквозь призму Евангелия, то могут открыться совсем другие смыслы, чем если искать в них только политику или геополитику.

 

- Действительно, в некоторых украинских кругах визит Патриарха воспринимают исключительно в политическом ключе, в то время как представители Московского Патриархата настаивают на том, что визит носит только пастырский характер. Но до определенной степени и Церковь не чужда политике, верно? Поясните, в какой именно мере.

 
 Южный машиностроительный завод, Днепропетровск

 

- Мне кажется, что политика - это прежде всего борьба за власть. Поэтому я предпочел бы говорить не о политическом подтексте визита, а о его социальной стороне, о христианском осмыслении вызовов современности. Если Патриарх приезжает в Украину и говорит о проблемах секуляризации, общества потребления, о необходимости возрождения института семьи, о защите жизни рожденных и нерожденных детей, о необходимости служения ближнему и братских отношений между людьми, народами и странами - глобальных проблемах, - это не политика, а социальная забота Церкви. Вряд ли Патриарх может повлиять на избирательные или государственные процессы в Украине, тем более что сейчас у нас и нет никакой предвыборной кампании. Но Церковь не чужда обществу и имеет свое мнение по общественно значимым темам, и Патриарх - один из главных лиц, которые формулируют церковную позицию по этим вопросам. А как яркий оратор и проповедник, он может доносить позицию Церкви до широких слоев.

Для освещения патриаршего визита в каждом из регионов аккредитовалось около 200 СМИ, а значит, мы будем очень широко видеть все, что связано с визитом. Будут прямые трансляции богослужений на Первом национальном телеканале, на «Интере», «Гласе», областных телеканалах, на радио «Эра» и Первом национальном радио. Сюжеты о визите наверняка пройдут в новостях всех телеканалов. Очень важно, чтобы мы услышали не интерпретацию слов Патриарха, не мнение по этому поводу политологов, политиков или околоцерковных людей, а непосредственно прямую речь Патриарха.

 

- Во время богослужений прихожане или зрители трансляции смогут услышать речи Патриарха в формате проповеди, которая предполагает все же монолог. А будет ли у украинских журналистов возможность непосредственно пообщаться с Патриархом и получить ответ на не согласованные заранее вопросы?

 

- Во-первых, в программе визита предусмотрено несколько подходов к прессе, а это значит, что прозвучат вопросы, которые заранее никто не будет согласовывать. Поэтому такая возможность будет. Расширенных пресс-конференций в этот раз не запланировано. В Одессе состоится встреча Патриарха с общественностью, в киевском Ионинском монастыре

 
 Ионинский монастырь

пройдет встреча с молодежью, и во время этих встреч Патриарх будет не только говорить, но и слушать. Во время встреч в университетах Одессы и Днепропетровска Патриарх будет общаться со студентами. Что же касается журналистов, то опыт общения с ними представителей Церкви, в том числе и мой личный, показывают, что вопросы журналистов часто очень неглубоки, поверхностны, и чаще всего именно темами, которые поднимают журналисты, и политизируется церковная позиция. Так что в этот раз у журналистов будет достаточно возможностей услышать Патриарха, чтобы потом толковать его высказывания.

 

- Патриарх Кирилл говорил о необходимости использовать национальные языки в церковной проповеди и богослужении. Предполагается ли во время визита исполнение  песнопений или обращение Патриарха к украинской пастве на украинском языке?

 

- Я не отвечаю за богослужебную часть, поэтому не могу говорить точно. Могу лишь отметить, что если бы это была моя сфера ответственности, я бы попробовал исполнить одно из песнопений литургии на украинском языке, и думаю, что Патриарху это было бы интересно и приятно. Тем более, что в УПЦ уже существует такая традиция, и многие хоры могут петь ектении или, например, Трисвятое, на украинском языке. Будет ли Патриарх говорить на украинском, я не знаю. Однако, мы видим, что Московская Патриархия за день до визита открыла украинскую версию своего официального сайта. Так что слова Патриарха о необходимости проповедовать на языке, который ближе и понятнее народу, воплощаются в реальность.

 

- Мы вскользь коснулись вопроса церковной геополитики. Скажите, что ближе для УПЦ: Украина в контексте русского мира, или русский мир в контексте Украины?

 

- Уже несколько лет Патриарх Кирилл говорит о концепции «Русского мира», и в то же время ее активно критикуют, особенно в Украине. Мне кажется, что критики не удосужились изучить первоисточники. Кроме того, часто упускается из вида, что любая значимая концепция открывает для нас возможность обсуждать какие-то важные темы. Так и с «Русским миром» - что эта концепция значит для нас или кто мы в Русском мире и в мире вообще? Где наши исторические корни? Когда украинцы отбрасывают концепцию Русского мира и само название «Русь», то этим уподобляются одному из библейских персонажей, который продал свое первородство. На самом деле Русь - это мы. Киев - это столица Киевской Руси. Днепр - это русский Иордан. Киево-Печерская Лавра - колыбель русского монашества. Даже река Рось протекает недалеко от Киева. Названия «Русь», «русский» для нас имеют свое значение, киевское. И мы никогда не должны забывать об этом или отказываться от своего первородства.

Есть еще одно название, от которого мы уже отказались и теперь воспринимаем его с обидой - «Малороссия». Теперь мы считаем его уничижительным. Но если обратиться к этимологии слова, то мы узнаем, что слово «Малороссия» достаточно давнее, это калька с греческого Микра Эллас - «Малая Эллада». Этим словом греки называли собственно свою родину, а «Большой Элладой» именовали греческие колонии в Южной Италии и на Сицилии. Так и слово «Малороссия» - напоминание том, что когда-то именно отсюда распространялся Русский мир, причем не только в духовном смысле, потому что здесь была крещена Русь и отсюда распространялось христианство на северные и восточные земли, но и в плане государственном. Границы Киевской Руси, если уж говорить об этом, не совпадают с границами сегодняшних ни Украины, ни России, ни постсоветского пространства в целом. Для киевлян очень важно помнить, что наш город - это один из центров христианского, православного, а также и русского мира. Обсуждение концепции «Русского мира» дает повод для культурного и интеллектуального диалога между людьми, народами, Церквами. Это еще и открывает возможность увидеть себя глазами другой стороны.

 

- Информационное поле накануне приезда Патриарха все больше напоминает поле боя, причем в ход идут и грязные методы. Кто-то вспоминает о событиях прошлых лет, выдавая их за новости, иные цитируют старые сплетни, перемешанные с домыслами, и представляют их как аналитику. Как в УПЦ влияют на то, что происходит сейчас в информационном пространстве?

 

- Украинская Православная Церковь - пожалуй, наиболее отрытая для СМИ конфессия в Украине, да и не только в Украине. УПЦ постоянно присутствует в информационном пространстве. Мы всегда даем комментарии тем, кто просит об этом. У нас есть собственные информационные проекты. Наши сайты - самые посещаемые среди религиозных сайтов в Украине. У нас достаточно средств, чтобы доносить точку зрения Церкви до широких кругов общества. Вопрос в ином: способны ли нас слышать? Насколько общество готово воспринимать наше слово? Многие ли готовы изменить свою точку зрения с политической на библейскую? К сожалению, очень часто люди не слышат и даже не слушают друг друга, живут в мире ярлыков, мифов, стереотипов. Когда же начинается диалог, когда люди обсуждают ту или иную тему и слушают друг друга, между ними возникают новые связи. И нам, Украинской Православной Церкви, хочется, чтобы нас перестали «мерять» политикой или геополитикой и попытались понять.

 

- На днях в ряде СМИ прошло сообщение о том, что «Киевский патриархат» ищет сближения с УПЦ. Журналисты «Коммерсанта», откуда пошла эта новость, увидели сенсацию там, где ее не было. Как на самом деле реагируют на предстоящий визит Патриарха в УПЦ КП и УАПЦ?

 

- «Киевский патриархат» уже выступил с опровержением того, что придумали журналисты. В качестве положительной тенденции я привел бы иной пример. Если УПЦ КП накануне визита выступил с несколькими резкими заявлениями по поводу и непосредственно визита, и некоторых высказываний Патриарха, и церковно-государственных отношений, то УАПЦ поступила иначе. Накануне визита Патриарха Кирилла УАПЦ провела свой Архиерейский собор, который возобновил деятельность комиссии по диалогу с Украинской Православной Церковью. Я вижу в этом пример двух противоположных подходов. Мне кажется, что УАПЦ действительно ищет церковный путь, и это положительная тенденция. Со стороны же «Киевского патриархата» мы сегодня видим скорее попытку вернуться к риторике и позиции 15-летней давности.  Такая позиция неконструктивна. Но будем молиться о том, чтобы «невозможное человекам» оказалось возможным по воле Божией, и украинское Православие вновь обрело единство. Я верю, что нет воли Божией на разделения между христианами. Я убежден, что в  значительной степени разные точки зрения не препятствуют находиться в единой Церкви. Ведь на самом деле нет реальных причин, которыми можно оправдать разделение. Единство важнее любой идеологической или политической позиции. Поэтому все зависит от нас: если мы искренне возжелаем единства, если поставим единство выше собственных мнений, амбиций или политических взглядов, то ничто не помешает его обрести.

 

Беседовал священник Андрей Дудченко, специально для интернет-издания «Татьянин день»

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале