Литургия на звоннице Храма Христа Спасителя

Сегодня свой юбилей отмечает одна из самых интересных достопримечательностей нашей страны. Все ее знают, хотя это и не здание, и не памятник. Это колокол, который ни разу не порадовал россиян своим звоном.
 

 
 Царь-колокол
Ровно 280 лет назад, 26 июля 1730 года, императрица Анна Иоанновна подписала указ об отливке Царь-колокола. Православные церкви принято украшать роскошными, золотыми куполами, чтобы, как шутя говорят, «Господь замечал». Так почему бы не сделать Ему в подарок колокол с поистине русским размахом? Такой у нас и получился: высотой в 6 метров 4 см, диаметром в 6 метров 60 см, а весом и вовсе - более 200 тонн. До сих пор этот «колокольный рекорд» нигде в мире не превзойден.

Правда, хранили Царь-колокол отнюдь не в царских условиях, в итоге от него откололся солидный кусок, но не пропал (что тоже чудо, только маленькое). Так великану ни разу и не довелось созывать на молитву верующих.

Зато сегодня его младшие собратья прекрасно справляются с этой почетной обязанностью по всей России.

- На Иване Великом (так ласково называют главную звонницу нашей страны, 81-метровую колокольню Московского Кремля, построенную в начале XVI века - прим авт.) колокола молчали до 1992 года, - рассказывает мне старший звонарь Московской патриархии Игорь Коновалов, - А в нашем главном храме, Христа Спасителя, и вовсе колокола все новые - отлиты в самом конце XX века.

Жарким воскресным утром, до начала ранней литургии мы поднимаемся с ним в башню самого большого патриаршего подворья. Прежде звонарям, чтобы исполнить свое послушание, приходилось карабкаться по неуютным винтовым лестницам, сейчас здесь подъем, как во дворец - широкие ступени с массивными перилами и даже лифты.

Обычных прихожан сюда, увы, не пускают, даже на Пасху, когда, по церковным традициям, разрешается прославлять Господа звоном и стару, и младу.

- И молиться на колокола мы не даем! - серьезно предупреждает Игорь Васильевич.

- Что же, кто-то пытался? - удивляюсь я. Мы уже на самом верху, откуда открывается потрясающий вид на столицу - Кремлевские соборы, набережные, Москва-река, зеленые сады, жилые дома.

- Пытались, еще как, - не спеша отвечает мне старший звонарь, тоже осматриваясь по сторонам. - Ловят меня у входя бабулечки елейным голоском упрашивают донести до

 
 Игорь Коновалов
колокольни: мол, от приложусь лбом к бронзовому боку - и бессонница пройдет. Хорошо еще, дать полизать «язык» колокола не просят, чтоб глупости не болтать!

Колоколов на башне Христа Спасителя - пятнадцать: 5 больших и 10 маленьких (ну, по меркам звонарей, так-то они весят по несколько тонн) - по нотам их звучание не выстроишь, только по благодати.

«Благодать Святаго Духа, благодать Святаго Духа, свят, свят, свят, Господь Саваоф», - еле слышно шепчет Игорь Васильевич - он и пятеро его подмастерьев начинают звонить во все колокола под ритм этой молитвы.

Игорь Васильевич с братией звонят уже на начало евхаристического канона. Звонари торопятся вниз - успеть хотя бы на эту, самую важную часть службы.

- Хотя нам, на самом деле, вниз нельзя, но это секрет, - предупреждает Игорь Васильевич. - По древним церковным канонам, мы должны всю службу неотлучно находиться на башне - мало ли что случится? Звонарь, как пожарный, должен сверху наблюдать за прихожанами.

Однако духовенство относится к этому правилу, как к глупым «колокольным» приметам и всегда допускает звонарей к Чаше. О достойном причащении эти звонари, кстати, нередко молятся перед иконой, которую написал Игорь Коновалов. «Спас Ярое Око» стоит в их маленькой служебной комнатушке, ее не видят простые прихожане, но перед ней всегда служатся все молебны перед отливом нового колокола в столице и ее окрестностях.

 

Виды звонов:

Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви, несет благую, радостную весть о начале богослужения. Этот звон оповещает о совершении таинства евхаристии на литургии и о чтении Евангелия.
Перебор - погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем.
Перезвон - представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом "во вся"), и так повторяют много раз.
Трезвон - самый яркий в музыкальном отношении звон. Он не ограничен церковными уставами и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале