Священник Георгий Первушин: Община в мегаполисе спасает от одиночества

11 сентября – престольный праздник Иоанно-Предтеченского монастыря в Москве. Священник Георгий Первушин, клирик обители, рассказал «ТД» о том, как при монастыре сформировалась община мирян
 Иерей Георгий Первушин
 Священник Георгий Первушин
 

- Отец Георгий, у Вас была идея специально создать христианскую общину мирян при монастыре?

- Задача взять и создать общину не стояла. В женский монастырь я был командирован для временного служения и считал, что очень скоро меня переведут на место постоянного служения. Но, служа здесь, увидел, как люди, которые приходили на службы, стояли в храме. Глядя на них, замечал, что они друг друга сторонятся,  один на другого поглядывают с непониманием, даже с опаской, как будто в других есть какая-то потенциальная опасность и была видна готовность отстаивать свои права, на которые никто не покушался.  И еще было понятно, что есть непонимание элементарных вещей, например, как ставить свечи, когда поклон сделать. Отсюда и появилось острое желание помочь людям разобраться в основах нашей веры.

Получилось, что желание просто помочь людям которые делали первые шаги в вере, в Церкви, само собой переросло в общинную жизнь. Тем более странно, что это произошло  при женском монастыре. Мне приходилось бывать в женских монастырях до того, как я попал сюда, но ничего подобного нигде не происходило, общины не образовывались.

По моей просьбе нам предоставили помещение. Сначала, когда людей было совсем немного, мы собирались в комнате, которая после закрытия монастыря была устроена во Святых вратах. Потом стали собираться в гимназии Святого Владимира, которая находится рядом с монастырем. Сначала встречи проходили в классе домоводства, а после того как мы перестали там умещаться - в гимназической трапезной, которую нам предоставило руководство гимназии при ходатайстве сестер Иоанно-Предтеченской обители. 

- Близость монастыря как-то влияет на жизнь общины?

- Об этом, наверное, лучше спросить наш народ православный, который находится  в общине. Но я думаю, что пребывание, совместная молитва в монастыре не может не оказывать влияния, потому что на монашествующих всегда смотрят с благоговением, с надеждой увидеть идеалы, склоняя голову перед их мужеством, потому что они отреклись от всего и пришли спасаться. Конечно, это влияние есть и его просто не может не быть.

- Часто можно услышать, что «сердце» жизни общины - это и совместная молитва, и обязательно какие-то общие дела. Чем живет Ваша община?

- С того дня, когда мы впервые собрались вместе попить чаю и поговорить о православной жизни после воскресной литургии, уже прошло несколько лет. Община возрастает, в том числе численно, мы вместе учимся, вместе становимся мудрее. Если начинали с простейших вопросов и ответов о вере, о том, как вести себя в храме, как реагировать на те или иные события, то сейчас изучаем Священное Писание по совету и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла.  Когда Патриарх посетил монастырь в  марте 2009 года, мы с ним говорили в том числе о нашей общине, и Святейший дал много полезнейших советов, в том числе  рекомендовал заняться изучением Апостола и даже подсказал методические шаги к этому изучению.

Уже два года мы по воскресеньям на занятиях разбираем жизненные, общинные вопросы, а потом вместе читаем Апостол. Сначала мы читаем отрывок из текста, например, одну главу. Потом каждый, у кого есть желание, говорит о том, что больше всего его поразило, привлекло внимание, или что непонятно. Кто-то задает вопросы, кто-то пытается на них ответить,  говоря о том, как он сам понял слова Священного Писания. А потом, когда все высказались, мы читаем уже толкования святых отцов. И всегда очень интересно сравнить наше восприятие с тем, что говорили святые отцы, понять, в чем отличаются наши представления от мировоззрения людей того времени и увидеть, в чем мы с ними совпадаем. 

Думаю, от этого происходит  очень много полезного в душе каждого, кто участвует в этих занятиях. И потом, такое внимательное, неторопливое изучение этих текстов может очень помочь и  в познании исторических событий апостольского века, первого века нашей эры.

 Иерей Георгий Первушин и прихожане
 Священник Георгий Первушин с прихожанами

Мы можем соотносить жизнь первых христиан, которая описана в Новом Завете, с тем, что видим вокруг себя, с нашим временем.

Думается, что вместе держаться, спасаться как-то получше, полегче, чем поодиночке. Мы друг друга поддерживаем, и не всегда же я поддерживаю,  и меня утешают. Бывает,  кто-то позвонит, скажет несколько слов - уже и жить захотелось, уже и по-другому смотришь на этот мир!

Конечно, очень важна наша совместная молитва: мы все вместе читаем Псалтирь, каждый прочитывает в день по одной кафизме, и за день прочитывается вся Псалтирь. Раньше я смотрел с определенной долей скепсиса,  когда собирались двадцатки людей и читали в день по кафизме. А потом как-то получилось, что кто-то предложил почитать Псалтирь, и мы решили попробовать. И вот мы стали читать и постепенно о нас организовалось порядка ста человек. Получается  5 кругов Псалтири. И эта молитва объединяет всех, и каждый чувствует  определенную ответственность за это общее дело и молитвенно участвует в жизни всей общины. Когда кто-то из родственников или хороших знакомых сильно заболевает или кому-то нужна помощь, мы вместе молимся, и это очень сильно объединяет.

- Какие Вы видите основные проблемы в жизни современной общины? На что нужно обращать внимание?

- Думаю, самое главное - это греховные навыки мирской жизни, которые человек приносит в Церковь вместе с собой и пытается внедрять и отстаивать, вместо того чтобы набираться в спасительном месте Святаго Духа.  Человеку притихнуть бы на какое-то время и послушать, послушаться, посмотреть, что ему говорят, как его учат. Но человек считает, что много знает, и не слушается.  И иногда проходит очень много времени, прежде чем он начинает изменяться. Но если он делает над собой усилие, если в самом деле хочет новой жизни, тогда у него будет все получаться, и он будет изменяться сам внутренне. Открываются новые горизонты, новое видение самого себя, своих проблем, своей греховности, и человеку становится понятно, с чем бороться, с чем работать. Так что самая главная проблема -  это сегодняшняя пораженность жизнью тех, кто приходит к вере.

- Бывает, что люди уходят из прихода, Вы тяжело переживаете такие ситуации?

-  Как бы ни было больно и обидно, мы должны нормально  относиться к свободе человеческого выбора, понимая, что человек имеет на это право и все мы не идеальны. Если человек уходит от нас, значит,  он не нашел здесь того, что искал. А потом, бывает некое внутреннее сродство душ. И человек ищет что-то определенное для себя, выбирает из разных общин, и имеет право делать выбор. Я на это смотрю спокойно и с пониманием.  Просто надеюсь, что если человек  хотя бы на одно занятие придет, то хоть что-то для себя там услышит, хотя бы одно слово, которое может что-то изменить в его жизни к лучшему, как-то приблизить его к Церкви, ко Христу. Ведь весь смысл не в том, чтобы просто всем собраться, попить чаю и поговорить, а в том, чтобы человек увидел главное направление и начал действовать.

Я думаю, что у каждого, кто придет хотя бы на одно наше занятие или праздник - рождественский, пасхальный или какой-то другой,  останется навсегда в жизни ощущение тепла, которое  присуще православным людям.

 Иерей Георгий Первушин и прихожане
 Паломничество  в Переяславль

- Что для Вас самое главное в общинной жизни?

- Конечно, не бывает без трудностей, без каких-то потерь. Но в целом у нас - такой «захватывающий» процесс православной жизни. Особенно радует, что люди, страдающие в мегаполисах от одиночества при огромном стечении народа, находят друг друга. Мне очень радостно, когда слышу, что народ общается независимо от священника, что люди делятся друг с другом своими радостями и горестями, то есть общинный организм «работает» самостоятельно. У нас возникают какие-то идеи, предложения. Например, мы по мере возможностей ездим в паломнические поездки. Были в Санкт-Петербурге, ездили к мощам преподобного Александра Свирского, недавно выбрались в подмосковный Николо-Угрешский монастырь... Помню, когда ездили в Петербург, купили билеты на целый вагон. И как было радостно ехать в поезде, где целый вагон был полон только своих, близких людей. Везде были «наши»! Думаю, любой священник, который ездил в такие паломничества с группой своих прихожан, поймет мои чувства. Люди сближаются, дружат. И как не порадоваться, когда люди, которые едины во Христе, становятся друг другу действительно родными и близкими!

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале