Всемирное Воздвижение Креста Господня

Инок Григорий Круг создал иконостасы в Трехсвятительском храме в Париже, в старческом доме в Нуази-ле-Гран, основанном матерью Марией (Скобцовой), в церкви детского дома в Манжероне, в церкви дома Н. А. Бердяева в Кламаре, в скиту Св. Духа в Рамбуйе. Его иконы есть в храме Св. Троицы в Ванв, писал иконы и фрески. Сегодня мы публикуем его размышления о празднике Воздвидения Креста Господня.
 
инок Григорий (Круг)
 Инок Григорий (Круг)

Все двунадесятые праздники отмечают события, не выходящие за пределы евангельского круга, в то время как в Воздвижении Креста вспоминается то, что произошло значительно позднее, хотя по существу своему праздник этот наполнен тем же немеркнущим светом, сродным всем двунадесятым праздникам и возводит сознание к славе искупительного подвига Христова. Празднуется день обретения креста Господня и в более общем, в более всеобъемлющем смысле, прославляется в этом празднике самый крест, как орудие Христовой победы над грехом и смертью. Празднуется крест, поднятый над вселенной и освятивший мир.

Исторически в этот праздник вспоминается то, как был найден крест, на котором был распят Господь, долго находившийся в земле и как бы потерянный для людей. В IV столетии Елена, мать Константина Великого, пожелала отправиться в Иерусалим на поклонение святыням, хранящимся там и связанным  с воспоминаниями событий земной жизни  Спасителя. По сохранившимся данным, самой основной причиной паломничества царицы Елены было желание найти в Иерусалиме крест, па котором пострадал Спаситель. По прибытии в Иерусалим, по указанию царицы Елены, были начаты раскопки на Голгофе, на том месте, где пострадал Христос. Из земли были извлечены несколько крестов и, по преданию, не было возможности определить с достоверностью, который из этих крестов был подлинным крестом, на котором пострадал Сам Господь. Узнан и определен был крест благодаря совершившемуся при нем чуду. По преданию, близ выкопанных из земли крестов совершалось погребальное шествие, и чтобы испытать крест, чтобы узнать, какой из вырытых крестов является подлинным крестом Христовым, вырытые из земли кресты были приложены к покойнику, и, когда коснулись скончавшегося одним из крестов, произошло чудо воскресения. Так, по церковному пре­данию, была удостоверена с несомненностью подлинность обретения креста.

На иконе Воздвижения Креста это чудо изображается по-разному. Иногда изображается не воскресший покойник, но старец в тяжелой болезни, исцеленный прикосновением к кресту; так или иначе, во всех случаях, в память о событии, сохраняется свидетельство о том, что крест был опознан совершившимся чудом. В некоторых изображениях этого чуда на западе изображается девушка-подросток, воскрешенная прикосновением крестного древа. Крест, опознанный и удостоверенный чудом, был с особым торжественным чином воздвигнут, поднят над народом. Патриарх на площади, при стечении множества народа, трижды поднял обретенный крест. Этот совершенный патриархом чип, воздвижение креста, составляет основу икон праздника и навечно запечатлен в литургическом действии, в церковном обряде совершения праздника. Епископ или старший священник, в монастыре обычно игумен, в сопровождении сослужащих ему священников, выносит крест из алтаря, становится посредине храма и при пении Господи помилуй, повторенном 400 раз, медленно совершает осенение храма крестом, склоняясь, как бы погружаясь в крестную смерть Христову и вновь выпрямляясь   в   образе   Воскресения.

Воздвижение Креста это не есть только праздник обретения креста, но, по существу, полное и совершенное прославление креста как спасительного знамени Церкви. И не только видимого креста, но креста как силы Божией, содержащей мир. Можно сказать, что крест утверждает самую основу сотворенного мира. В самом творении мира легла множественность, сведенная воедино, - благословенная печать креста определяет бытие от самого создания. В начале Бог сотворил небо и землю, видимый мир и невидимый. Мир ангельских чиноначалии, мир осязаемый, телесный, и мир животный, не имеющий духовной, присущей ангелам, природы, и последним, как бы завершительным, творением Божиим в человеке сочетается духовная природа, сродная ангельскому миру, и природа душев­но-животная, подобающая всей животной твари. И здесь можно усмотреть все ту же благодатную печать креста.

Ангельский мир, получивший в создании иерархически соподчиненное строение, также в самом своем устройстве несет славу креста. И вся вселенная, от самого начала своего, исполнена этой славой. И крест, благословение и основа мироздания, стал как бы обесславлен и обесчещен возникновением греха, грехопадением, породившим распад этого высокого крестного единства вселенной. Человеческое падение стало источником вражды, смерти, распада. И крест обесславленный, разоренный грехом, стал, вернее, избран Спасителем, как орудие искупления распадающегося грехом мира, как знамя победы над смертью, как собрание воедино мира, поврежденного грехом. Спаситель простер руки на кресте, чтобы спасти погибшее, собрать расточенное. Крест, источник радости и благословенного единства мира, стал источником страдания и смерти и вновь избранный Христом во спасение мира становится вновь знамением победы над смертью и венчает Церковь славой па небе и на земле.

 

Из книги Инок Григорий (Круг). Мысли об иконе, Москва, 1997 год

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале