Идите и научите

17 ноября на секции «Народная катехизация. Миссионерская ответственность мирян» в рамках IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров РПЦ председатель ОРОиК епископ Зарайский Меркурий говорил, что задача миссии «зацепить человека», но ни в коем случае не ставить задачу любой ценой увеличить количество приходов и прихожан. В перерыве между заседаниями владыка Меркурий ответил на вопросы корреспондента «ТД» об ошибках миссионеров и катехизаторов и роли монастыря в современной жизни.

- Владыка Меркурий, в чем, по-Вашему, состоят основные ошибки священников в деле катехизации?

- Основная ошибка, наверное, не только в деле катехизации и не только пастырей, состоит в том. что мы чрезмерно полагаемся на свои собственные силы и забываем о том, что в нас действует другая сила, способная победить противление - сила Божия, сила Божественной благодати, особенно это касается пастырей. Зачастую приходится слышать от духовенства: «Сложно идти, мы боимся, не подготовлены,  мир силен, они грамотнее нас...» И всякие другие вещи. В таких случаях я всегда говорю: «Братья, не забывайте о той благодатной Божественной силе, которую Господь нам дал в таинстве хиротонии». Мы ею должны действовать, не своим умом, не своим помышлением хотя и это тоже используется.

 Если мы будем возлагать упование на Бога, помнить о своем небесном родстве, духовном призвании, многие вещи, которые кажутся для нас непосильными, неудобоносимыми, разрешатся сами собой.

- На секции Вы говорили и о том, что многое зависит и от человека. От того, как пастырь будет подходить к людям...

-К человеку нужно подходить с одним и тем же: учиться любить. Любить людей, с которыми ты общаешься., любить мир, которому Церковь должна быть открыта, любить то дело, на которое призван Богом и на которое дал согласие. Если мы не будем любить, если для нас миссия будет обязанностью, чем -то «для отчета», тогда ничего сделать не сможем.

- Вы - наместник московского Высоко-Петровского монастыря. Какова роль монастыря в мегаполисе?

- Монастырь не только в мегаполисе, но и вообще - оазис духовной жизни. Как храм - «кусочек неба», так и монастырь должен быть «кусочком неба». Люди, которые живут в монастыре,  называются иноками , то есть «иными», не такими, как мир.

 Монастырь должен явить свою духовность в инаковости. Если в монастыре  будет то же, что за его воротами, какой тогда смысл в монастыре? Поэтому  монастырь - это, прежде всего,  место молитвенного духовного подвига его насельников. Если это будет, все остальное выстроится.

 А если мы для монастыря будет ставить другие задачи, кроме молитвы, духовного подвига, аскезы, то, я  думаю, что мы сместим духовные ориентиры и обитель будет развиваться неправильно.

- Но священники должны идти в мир?

 Вы задаете странные вопросы! Об этом Спаситель сказал: «Идите и научите».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале