«За песни и за то, что я не сплю, спасибо…»

Земфира Рамазанова, конечно, человек уникальный. Так же, как в конце 90-х певица ворвалась на российскую сцену и устроила настоящий фурор (ведь для русского рока это был один из первых удачных коммерческих проектов, сочетавший большой размах с яркой и свежей музыкой), так и сейчас она остается интересной слушателям и журналистам.

фото:delit.netНо этот интерес совсем не того рода, что был пять-шесть лет тому назад. Если первые два альбома ее группы, «Земфира» и «Прости меня, моя любовь», шли нарасхват и признавались безусловным открытием, то уже третий диск, «Четырнадцать недель тишины», публика приняла не так восторженно. Его обвиняли в растянутости, скучности, хотя мало кто думал, что следующая пластинка, «Вендетта», и вправду окажется настоящей провокацией и по весьма странному электронному звучанию, и по депрессивности текстов и музыки. На тот момент сложно было понять, куда движется Земфира Рамазанова и к чему она стремится.

Совсем же недавно появился новый диск, «Спасибо».  Пресса, говоря о нем, предпочитает обсуждать больше не песни, а личную жизнь певицы, ее отношения с наркотиками, внешний вид - да все что угодно, не забывая при этом обвинить Земфиру в саморекламе. Если же об альбоме пишут солидные издания, то «вердикт», как правило, один и тот же: исписалась Рамазанова. Ушла в сомнительное экспериментаторство, создает банально-пошлые тексты и такого же уровня музыку. Ну и конечно, издан альбом тоже плохо, без понимания того, как нужно размещать звуковые дорожки на диске и к каким звукозаписывающим компаниям обращаться.

Так ли все это? Не будем говорить однозначно. Альбом «Спасибо» стал итогом поиска, совершенно закономерного для певицы, чья карьера началась всего лишь восемь лет назад. Этот поиск, конечно, небесспорен, но ценность его уже в том, что он ведется: можно было сколь угодно много штамповать альбомы, похожие на «Земфиру» и «Прости меня, моя любовь», но было ли бы это творчеством?..

Нынешнюю Земфиру уже не упрекнешь в «попсовом звучании» и том, что она всего лишь продукт шоу-бизнеса. Альбом «Спасибо» ею пережит и выстрадан (красивые слова, но ведь так оно и есть!). В нем виден современный городской человек со всей его болью, с мучающей многих расколотостью мироощущения, с попытками найти самого себя, с бегством от повседневности, с нерешенностью главных жизненных вопросов. Может быть, об этом рассказано неумело и неинтересно? Отчасти, возможно, это и так, но Земфира искренна. Она живет тем, о чем пишет, живет попытками найти интересное, адекватное выражение своим мыслям в музыке. Да, возможны упреки за то, что альбом превращен в «мешанину», что французские мотивы сменяются одесскими и что никакой красоты в этом нет. Но стало бы лучше, тиражируй Земфира стандартные аранжировки первых альбомов (они, конечно, чисто технически безупречны, только вот повторять такое из раза в раз никакой самобытный человек не станет)? Даже то, что Земфира объявила о фактическом распаде своей группы и каждый альбом записывает вместе с новыми музыкантами, - шаг, достойный уважения.

В альбоме «Спасибо» есть движение: он значительно более светлый и спокойный, чем «Вендетта». Это видно в текстах, в аранжировках, в общем настроении. Поиск нового достигает своих результатов; пусть они спорны - от этого их ценность не уменьшается. И Земфира остается одним из наиболее талантливых молодых российских музыкантов, сколько бы ее ни критиковали.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале