Имя вечности. Часть 1

А что, собственно, значит Бог? Это Его Имя или «должность»? Сколько имен у Бога? Во-первых, слово «Бог» происходит от древнего санскритского слова bbaga, или древнеперсидского baga, что значит «богатый», то есть Тот, Кому ничего не нужно сверх того, что у Него есть; Тот, Кто Сам в Себе. В слове «Бог» заложена полнота, новизна, нерастраченность, изобилие. Поэтому Бог сотворил человека не по необходимости или прихоти, а именно от избытка любви...
«Как твое имя?» - спросил я шутя у своего крестника. «Саша», - улыбнувшись, сказал малыш. «Что значит Саша?» - «Это значит... меня так зовут», - недоуменно ответил мне ребенок.

Да и откуда младенцу было знать, что его имя несет в себе уверенную силу, а иногда и заносчивость? Ведь с греческого языка Alexander переводится как «мужественный защитник». Приходя в этот мир, ребенок с рождения получает от родителей свое имя, которое и определяет его личность. Также, например, обретение монашеского имени при постриге символизирует обретение нового образа мышления, при котором постриженик получает новую духовную самобытность. Имя - это прежде всего знак, своеобразный символ. Но следует понимать, что такой символ отражает и внутреннюю сторону вещей - их содержание. Например, человек в Ветхом Завете воспринимался по принципу каково имя его, таков и он (2 Цар. 19:32). Имя в Библии практически отождествляется с личностью его носителя: слава имени означает славу его носителя, бесчестие имени означает утрату его носителем своего достоинства, гибель имени означает гибель его носителя. Нарекаемое имя может указывать либо на будущую судьбу, либо на основные свойства, либо на обстоятельства рождения его носителя, либо на желание нарекающего видеть в человеке те или иные качества. Библия свидетельствует, что Адам называет свою жену Евой (евр. «жизнь»), ибо она стала матерью всех живущих (Быт. 3:20); Ламех называет своего сына Ноем («утешитель»), сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли (Быт. 5:28); детям Исаака и Ревекки наречены имена одному Исав («волосатый»), поскольку он вышел на свет красный и косматый, другому Иаков («запинатель»), поскольку родился вслед за братом, держа его за пяту (еп. Иларион (Алфеев). «Священная тайна Церкви»). В соответствии со своим именем как частью внутреннего строя человек воспринимает себя. Своим именем человек отражает одну из бесконечного множества Божественных «граней» и смыслов. Человек имеет лишь одно имя, которое содержит тот или иной замысел Бога относительно его жизни. Родители назвали нас либо Никита (от греч. «победоносный»), Василий (от греч. «царь», «царственный»), либо Федор (от греч. «дар Божий»), либо Анастасия (от греч. «воскресшая», «возвращенная к жизни») и т. д. Странно было бы представить человека с множеством различных имен. Такая особенность человека подчеркивала бы абсолют его личности. А этим обладает лишь Господь Бог. Многие задаются вопросом: «А что, собственно, значит Бог? Это Его Имя или „должность"?» Видимо, здесь уместнее вопрос о том, что мы хотим сказать, когда употребляем слово «Бог». Попробуем разобраться. По данным историков-лингвистов, в славянском языке это слово может происходить от двух корней и иметь два значения, но не противоположных, а, напротив, взаимодополняющих.Во-первых, слово «Бог» происходит от древнего санскритского слова bbaga, или древнеперсидского baga, что значит «богатый», то есть Тот, Кому ничего не нужно сверх того, что у Него есть; Тот, Кто Сам в Себе. В слове «Бог» заложена полнота, новизна, нерастраченность, изобилие. Поэтому Бог сотворил человека не по необходимости или прихоти, а именно от избытка любви, разделив с ним Свое бесценное богатство - Жизнь, как пишут Святые отцы.

Второе значение слова «Бог» находит известный русский философ-славянофил Алексей Степанович Хомяков (1804-1860). Он писал, что слово "Бог" происходит от славянского слова «быть». Иной религиозный философ, Павел Флоренский (1882-1937), в одном из своих произведений говорит, что слово «истина» происходит от слова «есть», от формы глагола «быть»; истина - это то, что на самом деле есть, - это Бог. Он не сотворен, и не было момента, когда Его не существовало. Нельзя сказать, что Бог «был» или «будет». Он реальность, которая есть здесь. Бог есть полнота торжествующей жизни, смысл которой заключается в том, чтобы отдавать себя - бесконечно, безгранично, вечно - всякому, кто только может в этом нуждаться. Но словом «бог» обозначались также языческие боги. И у каждого было имя, соответственно стихии, которую он представлял (например, Даждь-бог (у славян, Вакх (от слова bhaga) - у римлян). Какое же Имя носит Бог богов - Всевышний Бог? От начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это?.. Я - Господь первый, и в последних - Я тот же (Ис. 43:13; 41:4). На древней земле священное Имя Бога хранили лишь Израильские племена... И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? (Исх. 3:13) Бог сказал Моисею: ЙХВХ АШЕР ЙХВХ, что дословно означает «Я еcмь Сущий», «Я есть Тот, Кто Я есть» или «Бог есть Бог». Так вот, имя ИХВХ (или ЯХВЕ) считается подлинным собственным Именем Бога, которое было открыто Богом пророку Моисею у горы Синай. Краткая форма этого имени звучит примерно как «Иах». В христианских греческих писаниях она входит в состав многих личных имен, а также восклицание «Аллилу-Йах!» (или «Аллилуйя!»), что значит «Восхваляйте ЯХВЕ!». Важно обратить внимание и на то, что по смыслу это слово восходит к глаголу «существовать», «быть», и примерный перевод звучит как СУЩИЙ, или «Тот, Кто Существует» независимо от существования чего-либо.

Иудеи это имя считают священным и стараются не осквернять простым его произнесением. В древнем Израиле истинное Имя Бога позволялось произносить лишь первосвященнику, прошедшему обряд очищения, да и то в совершенном одиночестве, в Святая Святых - специальном помещении внутри Храма, куда он имел право входить лишь один раз в год, в праздник Дня Искупления. Поэтому обычай требовал при произнесении вслух вместо Имени ставить «титул». Имя Бога Яхве иудеи не произносят, а заменяют его при чтении на «ха-Шем» - «это Имя» или чаще Эдонай - «Владыка». В греческом написании Евангелий ему соответствует слово Кириос - «Господин, Хозяин, Повелитель». На русский язык оно переводится словом ГОСПОДЬ. Как считают историки-лингвисты, теперешнее произношение «этого Имени» вряд ли точно соответствует древнееврейскому произношению и звучит приблизительно. В Средние века западные переписчики Библии во избежание путаницы при чтении (пишется Яхве, а читается Эдонай), маленькими буквами над словом «Эдонай» писали ЙХВХ по порядку гласных в слове. А потом для упрощения совместили согласные из слова YHWH или ЙХВХ и гласные - из слова Э[д]О[н]А[й], и вышло YEHOWAH, или Иегова. Такая неправильная, искусственно сфабрикованная транскрипция «этого Имени» фигурирует уже в версии Библии Короля Иакова (1690-е гг.). Для более удобного и «стильного» звучания данной транскрипцией широко спекулируют западные псевдохристианские секты (в частности, «Свидетели Иеговы»). Поэтому хотелось бы подчеркнуть, что Тот, о Котором в Ветхом Завете написано ЯХВЕ, есть Господь.

Но имя Бога впервые было услышано человеком на много лет позже, чем человека сотворил Бог. Тогда Кто же сотворил человека? Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» (ЯХВЕ) не открылся им (Исх. 6:3). Тщательный анализ Библии обнаружил, что самая древняя ее часть была написана в IX веке до нашей эры. Ее отличительной чертой является то, что для обозначения Бога неизвестные авторы чаще всего употребляют слово ЭЛОХИМ.

Слово «Элохим» есть множественное число слова «Элох» (Бог), происходящего от корня «эль» (по тому же принципу построено уважительное обращение на «вы»). «Эль» дословно переводится на русский язык словосочетанием «все эти», а по сути обозначает Силу Единства, например в переводе с древнетюркского это слово означает «держава», или «основа основ». То есть Элох - это то проявление Всевышнего, которое производит единство бытия и мироздания в целом. Элохим - это «один источник множества высших сил». Но когда речь идет о Всевышнем, Св. Писание не допускает никакой ассоциации с аспектами множественности, потому что Бог един. Поэтому, хотя данное имя является формой множественного числа, глаголы, которые употребляются вместе с этим именем, всегда имеют форму единственного числа. Данное имя указывает на то, что «все эти» существующие силы, где бы они ни проявлялись, находятся во власти Всевышнего. Если для язычников мир распадается на множество отдельных частей, и у каждой его части есть свой источник, свое «божество», то Элохим означает Единый Повелитель всех сил и стихий, существующих во вселенной. Элохим - Бог всего творения, его Отец, Законодатель и Судья. Он рождает Закон и Порядок, Свое Божественное Слово (Сына), которое дает всему «меру», ибо Им (Сыном) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано и Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол. 1:16-17). Евреи еще называют Элохим - «мера Закона» - и употребляют это слово в обычной жизни для обозначения тех, кто дает обществу закон, овладевающий хаосом и анархией. Это имя Бога можно прочесть в еврейском оригинале Библии в самых начальных ее строках книге Бытия (1:1): Вначале сотворил Бог (Элохим) небо и землю...

Артемий Стельмах-Назарчук

Продолжение следует...

Материал подготовлен редакционным коллективом журнала "Отрок.UA" и опубликован в печатной версии. Смотрите также публикацию на сайте http://otrok-ua.ru/sections/art/show/imja_vechnosti.html

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале