Имя вечности. Часть 2

На древнееврейском языке термины «воинство», «ангельское воинство» и «звезда» часто сводятся в одно понятие «zaba». Традиционно звездный свет символизирует свет ангельский, который есть грань света Божественного. Бесконечное множество звезд - неисчислимое ангельское воинство. От этого слова «zaba» и произошло часто употребляемое в Ветхом Завете имя Бога - Elohim Zabaoth, «Бог Саваоф», или «Повелитель Ангельских Воинств».

Теперь становится понятно, что само словосочетание ЯХВЕ Элохим означает Господь Бог. Важно также отметить, что ЯХВЕ является именем собственным и употребляется в Библии без определенного артикля, в отличие от многих других характеристик и определений Бога, таких, как:

Саваоф - Повелитель ангельских воинств

Адонай - Владыка

Элион - Всевышний (Быт. 14:18-20)

Шапат - Судия

Олам - Вечный (Быт. 21:33)

Шаддай - Всемогущий (Быт. 49:25) 

Шалом - Мир (Суд. 6:24)

Брит - Завет (Суд. 9:46)

Кадош-Исраэль - Святый Израилев (Ис. 1:4)

Цидкену - Праведный (Иер. 23:6)

Шамма - Бог Здесь (Иез. 38:45)

Элохе-Исроэль - Господь (Быт. 33:20)

Данные имена Господа дают нам то или иное представление о Его едином и нераздельном образе. И это легче будет понять, прочитав православный катехизис митрополита Филарета (Дроздова), в котором говорится, что «Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный» в том смысле, что у Него нет недостатка ни в чем. Все эти имена определяют природу Бога. Но один титул, довольно часто употребляющийся в Книгах Ветхого Завета, заслуживает особого интереса и внимания.

Свят! Свят! Свят Господь Бог Саваоф! Полны суть Небеса и Земля величества Славы Твоея! (Ис. б:3)

На древнееврейском языке термины «воинство», «ангельское воинство» и «звезда» часто сводятся в одно понятие «zaba». Традиционно звездный свет символизирует свет ангельский, который есть грань света Божественного. Бесконечное множество звезд - неисчислимое ангельское воинство. От этого слова «zaba» и произошло часто употребляемое в Ветхом Завете имя Бога - Elohim Zabaoth, «Бог Саваоф», или «Повелитель Ангельских Воинств». Почему имя Воинствующего Господа так важно для нас? Следует понять, что языческие племена, заселявшие в древности землю, принадлежащую народу Израиля - Землю Обетованную, - поклонялись своим «местным» богам. Эти «боги», по сути, падшие духи, уводящие людей от познания Истинного Бога. Они сотворены Богом-Творцом, но восстали против Его Божественной Воли и пали. Они не способны ни изменять законы мироздания, ни творить новые миры. Они находятся под властью Бога Всевышнего и ничего не могут делать без Его Божественного позволения. Соответственно народы, поклонявшиеся нечистым духам, были противниками Богу и врагами народу Израиля, который благодаря своему праотцу Аврааму имел познание истинного Бога и служил Ему. Освобождая Землю Обетованную от власти язычников, Господь Бог Саваоф являл своему народу великие чудеса и знамения (книги Ветхого Завета), поражая видимые и невидимые полчища неприятеля и охраняя Израиль на всех его путях. Господь Саваоф - это прежде всего праведно воинствующая сила Бога. Господь Бог Саваоф - это Бог, спасающий и отражающий абсолютно все напасти и вражеские силы. Во имя Господа Саваофа в огне освободительных войн свершалась история Ветхого Израиля и спасение народа.

Но некогда израильские пророки возвестили о том, что грядет Некто - имя Ему - Спаситель (древнеевр. Йхошуа - «Яхве спасает», греч. - Иисус). Ибо младенец родится нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 7:14; 9:6). Грядет Помазанник Божий (древнеевр. «Мессия» - Помазанник, греч. Христос) - Иисус Христос. Сын Божий нисходит на землю, спасая людей не от рабства языческого, а от оков греха и смерти, овладевших человеком в день грехопадения. До пришествия Мессии люди знали множество различных проявлений Бога: Бога-Судию, Бога-Творца Миров, Бога Всемогущего, Воинствующего Повелителя и т. д. Но они не ведали Бога - Любящего Отца. Нет, люди не были чужды справедливости, благородству, братству и дружбе. Но они не жили совершенной жертвенной любовью. Господь, не найдя в людях той любви, которая вновь отворила бы перед ними врата Эдема, стал человеком. Будучи Богом, он уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, и был послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий народ исповедал, что Господь есть Иисус Христос во славу Бога (Флп. 2:5-8). И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян. 2:21). После Воскресения Господа нашего Иисуса Христа к Его имени стали относиться с тем же благоговением, с каким в древнем Израиле относились к имени Яхве. Имя Иисус Христос стало священным. Как в древнем Израиле имя Божие отождествляли с Богом и не отделяли от Бога, так и в христианской Церкви имя Иисуса не отделяли от Самого Иисуса: уверовать во имя Его означало уверовать в Бога. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:12). Имя, согласно Апокалипсису, запечатлено на челах уверовавших в Него и не принявших имя зверя: в будущем веке эти люди получат от Бога новое сакраментальное имя. Побеждающему же дам вкусить сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое Имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает (Откр. 2:17). Ведь именно это новое имя навечно освятится во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино (1 Ин. 5:7). Бог есть нераздельная, единосущная Троица, - провозглашает Православное учение. Следует понимать, что этот титул Бога содержит в себе образ Его святого Бытия. Православная традиция дает понять, что Бог всегда открывал Свою сущность в Троице. Так, например, при сотворении Адама Бог, обращаясь к Лицам Святой Троицы, предлагает: создадим человека по образу Нашему, как подобие Наше (Быт. 1:26). В образе Троицы Господь являлся и праведному Аврааму: явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он (Авраам) возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт. 18:1) Существуют разные мнения. Блаженный Августин считал, что Аврааму явились в облике трех странников ангелы - Божии посланники, олицетворяющие собою Бога. Но в корне это ничего не меняет. Бог един в трех Лицах. Тайна творения мира есть тайна Святой Троицы. А правильное восприятие Бога делает правильным весь строй души. Благодаря этому очищается молитва, преображается наш образ и осветляется наша душа.

В заключение хотелось бы сказать, что, свершив свой земной путь, Иисус Христос открыл людям тайну сокровенного имени Бога, которого они не знали до пришествия Христа: Я открыл им имя Твое; и любовь, которой Ты возлюбил Меня, да будет в них (Ин. 17:26). Это новое Имя и есть откровение Божие - Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8). Поэтому мы, призывающие имя Господа нашего Иисуса Христа, призываем Самого Бога. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью и Духом, не водою только, но водою и кровью, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина (1 Ин. 5:6-8). А Бог есть Дух Любви. Соответственно, если мы живем во имя любви - мы живем истинно, вечно. Сегодня наши православные души и имена крепко связаны с Именем Господа Иисуса Христа и Его святыми. Мы носим имена святых, мучеников и праведников, которые во имя любви посвятили себя Богу, всецело отдались в служение Отцу Небесному. Наши имена впитали в себя ту благодать, которой жили святые. Не следует легкомысленно относиться ни к личности святого, чье имя мы носим, ни к его благодатному житию, ни к смыслу нашего имени. Имя должно нам напоминать об ангельском образе святого, которому нам необходимо подражать. Ведь только тогда под своим именем, как под победоносным знаменем, побеждая мир суеты, страстей и недугов, мы постепенно движемся к Богу.

Артемий Стельмах-Назарчук

Материал подготовлен редакционным коллективом журнала "Отрок.UA" и опубликован в печатной версии. Смотрите также публикацию на сайте http://otrok-ua.ru/sections/art/show/imja_vechnosti.html 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале