Крестное воцарение

В преддверии одного из самых парадоксальных праздников, являющего и царственное достоинство Христа, и Его божественное истощание, мы предлагаем вам проповедь протоиерея Сергия Булгакова, произнесенную в 1927 году. «Это уничижение и было образом истинного воцарения. Кротость и смирение сердца были путем к ЦарствиюБожию, знамением победы – крест, местом ее – Голгофа, ина кресте Его, по воле Пилата и по смотрению Божию, былонадписание: Царь Иудейский. Победным шествием Господак воцарению на небеси и на земли, к славе, которую Он, поБожеству Своему, имел до создания мира, было восхождениев Иерусалим на вольную страсть, и пропятие было Его победным венчанием».

Восхвалите согласно людие и языцы, Царь бо ангельский взыде ныне на жребя и грядет хотя на крест поразити враги яко силен, Сего ради и дети с ваием взывают песнь: слава Тебе, пришедшему победителю, слава Тебе Спасу Христу, слава Тебе благословенному, единому Богу нашему.

Днесь грядет Господь воцариться во граде святом, по писанному пророками: радуйся зело, дщи Сиона, торжествуй, дщи Иерусалима: се царь твой грядет к тебе и праведен и спасаяй, той кроток и всед на подъяремника и жребца юна (Зах. 9,9). Ныне торжествуем блистание царствия Христова, которое благоволил Он явить, грядый на вольную страсть, в предварение Своего царствия вечного, коему не будет конца. Смирив Себя до зрака раба, закрыв человеческой плотью блистание Божества, Господь закрыл и царство Свое, умален быв паче сынов человеческих. Но перед страстию Своею, в уверение учеников, в укрепление их веры при страданиях Его, во свидетельство о Себе, Господь явил ученикам славу Свою на горе Преображения, якоже можаху вместити они, и ныне в шествии царственном с горы Елеонской являет Себя как Царя и Господа, Владыку твари, которому дается всякая власть на небеси и на земли.

Господь есть Царь твари. В пророческих обетованиях и благочестивых верованиях ветхозаветного иудейства Он чается как Царь, царство коего есть царство вечное, царство правды, мира и святости. Он благовествован был как Царь архангелом Пречистой (Лк. 1, 32–33) и так возвещен был и пастырям (Лк. 2,11); волхвы искали поклониться Ему, как Царю Иудейскому (Мф. 2,2), и они поднесли Ему в числе даров дар царский – злато. Его явление проповедалось Предтечей и Им же Самим как приближение Царствия Божия. Он учил Евангелию Царствия. Его именовали слепые, бесноватые, апостолы (Нафанаил) Сыном Давидовым, Царем Израилевым, и Он никогда не отклонял от Себя этого наименования. Напротив, и Сам Он называет Себя Царем в речи о Страшном суде. На суде синедриона и Пилата спрашиваемый с настойчивостью, прещениями и заклинаниями, Он не отвергнул, но подтвердил, что Он есть Царь. Но в чем же проявлялось царство Его в дни Его земного служения? Господь чудотворил, свидетельствуя тем о подвластности Ему творения. Но Он не проявлял Своей власти над людьми, оставляя их свободе любить Его или ненавидеть, служить Ему или враждовать против Пего. Он свидетельствовал, что Он кроток и смирен сердцем, к Нему относится пророческое речение, что Он трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит (Мф. 12,20; Ис. 41, 3), и нищете духовной обетовал Он Царствие Небесное. Он учил, что ученики Его должны быть не так, как цари народов, господствующие над ними, но больший должен быть как меньший и начальствующий – как служащий (Лк. 22,25-26).

Господь прямо отвергал земное царство, которым искушал Его сатана, обещавший Ему царства мира, а затем и вдохновляемые им иудеи. Они хотели однажды сделать Его царем после чудесного насыщения (Ио. 6,15), но Он удалился от них, и даже во время страстей и распятия вопрос о Его царстве остается все время волнующим их то в положительном, то в отрицательном смысле. Они говорили не то злобно, не то с надеждою: «если Он царь Израилев, пусть теперь сойдет со креста, и мы уверуем в Него» (Мф.27, 42). Господь отвергнул земное царство Свое и не хотел необоримую мощь Свою делать орудием власти. Когда апостол Петр хотел защитить Его мечом, Он остановил его и сказал: «или думаешь, что Я не могу умолить теперь Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» (Мф. 26,53).

 

Зраком раба, уничиженного и умаленного паче всех человек, закрывал Господь блистание Своего царства. И когда Пилат спросил Его о царстве, Он ответил: «царство Мое не от мира сего» (Ио. 26,36) и еще прибавил: «ныне Царство Мое не отсюда»... Это царство еще невидимо и как бы не существует для людей, они не ведают божественной власти Царя царствующих в зраке уничижения.

По это уничижение и было образом истинного воцарения. Кротость и смирение сердца были путем к Царствию Божию, знамением победы – крест, местом ее – Голгофа, и на кресте Его, по воле Пилата и по смотрению Божию, было надписание: Царь Иудейский. Победным шествием Господа к воцарению на небеси и на земли, к славе, которую Он, по Божеству Своему, имел до создания мира, было восхождение в Иерусалим на вольную страсть, и пропятие было Его победным венчанием. Посему бессознательно, помимо ведома, иудеи все время вопрошали сами себя и Его, Царь Он или не Царь. Грядый на вольную страсть и на вольную смерть, Господь воцарился над миром, побеждая в главном, решительном бою с последним врагом — смертью, смертию смерть поправ. В славном Его воскресении открылось Его Царство над миром, и посему страсти Христовы есть истинное венчание Его на царство, последнее Его обнищание нас ради есть Его воцарение, путь к Голгофе есть путь к победе. Господь никогда не переставал быть Богом, скрывая Божество Свое человеческой плотью, никогда не переставал быть Царем и Владыкой, хотя и покрывал Свое царство зраком раба. Но Он не покинул мира, не явив ему Своего Божества и Своей власти: на горе Фавор мир облистало сияние Его Божества, и ученики узрели Его в славе Его, которую имел Он до создания мира, и от горы Елеонской явил Он царственную силу Свою: вход Господень в Иерусалим был как бы новым, вторым преображением во славе Господа нашего Иисуса Христа перед Его страданием. Он явил ученикам силу и славу Свою, да «егда Его узрят распинаема, страдание уразумеют вольное» (кондак Преображения), и перед страданием Своим, «общее воскресение прежде Своея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже».

Сын Давидов, Царь Израилев, Царь Сиона и Иерусалима, Царь будущего века, идя на вольную страсть и этот мир оставляя, явил Себя Царем на этой земле и в этом святом граде. Он совершил царский вход в Иерусалим, и это явление царственности Его ублажает святая Церковь в нынешнем празднике. Всех верных зовет она днесь во встречу грядущему Царю. «Приидите и мы днесь, новый Израиль, яже от язык Церковь, со пророком Захарией возопиим... яко се Царь твой грядет к тебе кроток и спасаем» (стихира на Господи воззвах). Господь явил Свою царственность, и пред нею преклонились люди, они встречали Царя, постилая одежды свои, с вайями, знамениями победы, с ликующим осанна: «Всесвятый Дух, апостолы научивый глаголати иными странными языки, той детем еврейским неискусозлобным повелевает звати: осанна в вышних, благословен грядый Царь Израилев» (на литии стихира).

Воскрешение Лазаря
 

Кроткий и спасающий Царь царит не страхом, но любовью, как Возлюбленный Жених Церковный. Событие входа нераздельно связано с событием воскрешения Лазаря. Это было самое великое знамение в ряду чудес Господа. Он явил Себя как владыка над смертью и, накануне победы над смертью, как предварение этой победы, Он воззвал из гроба четверодневного Лазаря. То не был только обморок жизни в Лазаре, как у дщери Иаировой, о которой сказал Господь: «девица не умерла, но спит»; здесь Сам Господь изрек прямо: «Лазарь умре», и о воскрешении его гласит церковная песнь: «глас Твой услышан, Господи, в глубинах адовых». Дивное и страшное чудо, явление власти Господа над миром загробным, совершено было Господом ради того, кого Сам Господь называет в Евангелии Иоанна другом Своим (Ио. 11,11) и которого сестры его называют: его же любиши, болит (Ио. 11,3), — только о возлюбленном ученике Христовом этими же словами говорится в его же Евангелии: «ученик, его же любляше Иисус». И о всем семействе, жившем в Вифании, сказано: «Иисус же любил Марфу, и сестру ее, и Лазаря» (Ио. 11,5), — и более ни о ком в Евангелии так не говорится. И смерть Лазаря вызвала глубочайшее волнение в Самом Чудотворце. Пред самым совершением чуда Он восскорбел духом и возмутился, и прослезился Сам (Ио. 11,35), так что поражены были и сами иудеи, говорившие: «смотрите, как Он любил его» (Ио. 11, 36). И, совершая чудо, Господь говорил о нем, как о явлении славы Божией (Ио. 11,40). Это было ощутительное явление Царствия Божия, громовое его откровение, и оно потрясло сердца: «ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ио. 12,11). И это потрясение сердец было внешним и внутренним поводом к тому, чтобы сердца открылись Господу, по слову евангелиста: «потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ио. 12,18).

Сердца народа стремились к Нему, но и Он Сам пошел навстречу этому устремлению. Господь нарочито устрояет торжественное Свое шествие в Иерусалим. Он посылает из Вифании, с горы Елеонской, двух учеников — привести из селения привязанных ослицу и осленка — и научает их, как нужно ответить хозяину их, что они надобны Господу, и неведомый хозяин отпускает их беспрекословно; об этой подробности говорят все три первые Евангелия.

Цари земные совершали свой победный вход на конях. Господь, Царь кроткий и спасаяй, вход совершает на смиренном осле, причем молодой осленок, на которого Он воссел и на которого никто ранее не садился, означает грядущую Церковь языков, а подъяремная ослица, мать его, означает иудейскую Церковь подзаконную, она также участвует в шествии. Господь обычно таил славу Свою от людей, Он запрещал рассказывать о Своих чудесах и нередко удалялся в другое место после их свершения. Теперь не то: пред множеством народа совершал Он чудо воскрешения Лазаря, явил славу Свою, и после этого чуда Он не только остается здесь, но Сам хочет торжественного явления народу, Сам повелевает это торжество устроить.

Это торжество есть единственное в событиях Его земной жизни, столь же единственное, но вместе и пребывающее, как и славное Его воскресение. И событие это имеет столь важное и существенное значение, что оно особо предсказано было пророком Захарией (Зах. 9,9), и пророчество это воспоминается евангелистами Матфеем и Иоанном.

И когда Господь воссел на осляти и двинулся к Иерусалиму, учеников, а вслед затем и народ объяло некое ликующее вдохновение восторга. «Приближающему же ся Ему к низхождению горы, начата все множество ученик радующеся хвалити Бога гласом велиим о всех силах, яже видеша, глаголюще: благословен грядый Царь во Имя Господне: мир на небеси и слава в вышних!» (Лк. 19,37-38). И когда фарисеи просили Его запретить им, Господь строго и решительно им ответствовал: «сказываю вам, что если они умолкнут, камение возопиют» (Лк. 19,40). К ученикам присоединилось множество народа, которые постилали одежды свои и ветви дерев по дороге, оказывая царские почести Грядущему, и приветствовали Его как чаемого Мессию-Царя: осанна сыну Давидову! благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних! (Мф. 21,9). «Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!» (Мк. 11, 10). К ним присоединились и дети, также восклицавшие: «осанна сыну Давидову!» (Мф. 21,15). И когда «вознегодовали» первосвященники и книжники и негодуя «сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: несте ли чли николиже, яко же из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Пс. 8,3; Мф. 21,15-16).

Джотто. Изгнание торгующих из храма

Господь не возбранял этого прославления, напротив, Он принимал царскую хвалу и царские почести как следуемые и должные. Господь совершал царский вход, Он вступал Царем-Мессией в святой град. И когда Он вошел в Иерусалим, «потрясеся весь град, глаголя: кто есть сый?» (Мф. 21,10). Окаменевшие в своем бесчувствии книжники и фарисеи были в бессильной растерянности, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся Его учению (Мф. 21,26) и «неотступно слушал Его» (Лк. 19,48). Царь вступил в Иерусалим и храм (Мк. 11,11), и «там соглядав вся», во храме исцелил приступивших к Нему слепых и хромых, во свидетельство Своего могущества, и с властию Он изгнал торжников из храма (Мф.21,12).

Пред народом был тот Царь, которого ждали и обетовали пророки. Господь в этот день царственного входа Своего имел полную власть в Иерусалиме, Он в этот день был Царем народа Своего. Он не восхотел пользоваться этой властью и к вечеру дня оставил город, выйдя в Вифанию, ибо не ради обладания земной властью явил Он царственную силу Свою, но Он ее явил. Как на Фаворе вдруг сделалась видима слава Божества, так и ныне ощутима стала всепобеждающая и всепокоряющая Его царственность. Ее вдруг узрел и почувствовал род человеческий, сначала ученики, затем народ, наконец, дети еврейские. И что покорило их? Не страх, не оружие, не внешний блеск, но кротость и смирение, соединяющиеся с явленным всемогуществом. В образе смирения вдруг стала ощутима сила и слава Божия, — как свидетельствует песнь церковная, «ризы же подстилали Ему, ведуще яко Той есть Бог наш» (на литии стихира самогласна). Так воины, пришедшие взять Его, «когда сказал им: это Я, отступили назад и пали на землю» (Ио. 18,5), не стерпев величия вида Его.

Если бы Господь возжелал земной власти в тот день, ничто не могло бы противиться Ему; затая ненависть, и враги говорили между собой: «видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» (Ио. 12,19). Была бы у ног Его Иудея, а за нею и Рим, и все земные царства, но не для этого пришел Господь в мир. Его царственная победа вела Его за пределы этого мира.

Господь шел к победе над миром крестом, чрез вольную страсть на Голгофе. Он вошел в Иерусалим на эту страсть, как Он не раз предварял Своих учеников, и, идя к победе над миром и ее предуказуя, совершил Он царский вход Свой. Праздник входа Господня в Иерусалим, открывающий Страстную неделю, есть предварение Пасхи, некая пред-Пасха, явление победного Царя, который пришел не для того, чтобы Ему служили на земле, но да послужить многим, ибо «ныне царство Его не от мира сего».

И однако, — шепчет в душе неумолчный голос, — Господь в день оный царского Своего входа и здесь, на грешной земле, в Иерусалиме, был Царем, в этот день и час, здесь, в юдоли греха и страдания, явлено было Царство Христово. Мир не в силах был понести его в себе и удержать его, и Царство сие побеждает лишь на пути крестном, в противоборстве, скорбях и гонениях. Но мир удостоен был видеть его, хотя и в предварении победы над князем мира сего, в победе над смертью. И мир помнит это явление, он знает, что совершился в Иерусалиме вход Господень, что Господь был на краткое время Царем на земле. И сим осветил и освятил Он и земное царство, соделав его причастным Царствию Своему.

 

В устроении земной своей жизни, в поисках правой гражданственности хочет человеческий род не разлучаться со Христом, не отдаваться во власть зверя и кесаря, но иметь Его Царем и Господом, в Его земных служителях содевать священное царство. Господь — Царь, и царство Свое имеет на земле и на небеси. И земные цари и земные царства помазуются от сего освящения, хотят быть не без Христа, но со Христом. Человеческий род жаждет Царствия Божия на земле, ибо явлено оно в мире, и из дел Христовых, явлений Славы Его на земле ни единое не остается бессильным, не угасает ни единый луч света в мире, луч Фаворского света, и пребывает на земле слава царственного входа Господня.

Однако надо знать христианину, что не имеет пребывающего града земное царство, оно есть лишь прообраз и предварение, через него проторгается дух наш к Царствию Божию вечному. Господь вышел из града Своего воцарения, чтобы войти в него для страдания, для вечной победы, и зовет к тому же и верных.

Любите землю родимую, любите царство отеческое, но чрез него устремляйтесь туда, куда ведет нас Господь, входящий днесь во святой град, к царствию вечному чрез Голгофу, к несению креста Своего. И поет Церковь ныне об этом несении своего Креста.

Днесь благодать Святого Духа нас собра, и вси вземши Крест свой глаголем: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне! Аминь.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале