Евангельские образы в каноне прп. Андрея Критского

В Великом Покаянном каноне есть слова: «Из Ветхого Завета всех я привел тебе в пример, душа...». После этой фразы поэт покаяния переходит к Новому Завету, прибегая уже к иным образам, побуждает душу человека к покаянию: искушение Христа в пустыне, притчи о мытаре и фарисее, о потерянной драхме, история Закхея мытаря.

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ Христос в пустыне

Постився Господь дней четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится.

Господь, постившись сорок дней в пустыне, наконец взалкал, обнаруживая в Себе человеческую природу. Не унывай, душа, если враг устремится на тебя, но да отразится он от ног твоих молитвами и постом.

Христос постился, готовясь к предстоявшим Ему подвигам для нашего спасения. Мы постимся для укрепления наших сил к подвигам христианской жизни. Пост сам по себе есть подвиг самообладания, он ослабляет давление на дух со стороны чувственности. Христос постился сорок дней, не вкушая пищи.

От нас никто не требует, чтобы мы в этом отношении буквально следовали примеру Христову. Наш пост должен состоять, при духовных упражнениях, собственно в воздержании от мясной и рыбной пищи, и в умеренном употреблении одной растительной пищи. Как в физической, так и в духовной жизни потребна известная выдержка - необходимое условие для укрепления сил.

Силы души, не укрепленные продолжительным говением, не выдерживают напора искушений и соблазнов, и пост оказывается бесплодным именно потому, что бывает слишком кратковременным, по нашей лени и неусердию. Этой ленью и пользуется диавол. Он внушает нам, что наше нравственное состояние и без подвигов поста удовлетворительно, что вообще строгие подвиги благочестия, к числу которых относится продолжительный пост, свойственны одним монахам и с жизнью мирской несовместимы и т. п.

Однако, молитва легко совершается, когда тело не обременено пищей. Диавол победил нас в раю невоздержанием. Этим же оружием он и сейчас пользуется для того чтобы нас погубить. Постом и молитвой мы наносим диаволу поражение, и он со стыдом удаляется, как удалился от Христа в пустыне после напрасных усилий склонить Его на свою сторону.

Христос искушашеся, диавол искушаше, показуя камение, да хлеби будут, на гору возведе видети вся царствия мира во мгновении; убойся, душе, ловления, трезвися, молися на всякий час Богу.

Христос был искушаем; диавол искушал, показывая камни, чтобы они обратились в хлебы; возвел Его на гору, чтобы видеть все царства мира в одно мгновение; бойся, душа, этого обольщения, бодрствуй и ежечасно молись Богу.

Диавол искушал Христа в пустыне, как и прародителей в раю, невоздержанием и честолюбием. Предложив утолить голод путем превращения камней в хлебы диавол хотел возбудить в Христе невоздержание, предложив Ему броситься с высоты кровли храма - тщеславие и честолюбие, обещая дать Ему весь мир во власть, если только Он поклонится ему - властолюбие.

Восторжествовав над диавольскими искушениями, Христос загладил грехи непослушания прародителей Богу. Но от диавола не отнята свобода искушать людей, отчасти для наказания людей, отчасти для укрепления их духовных сил в борьбе с врагом.

Искушения разнообразны, но, в сущности, они повторяют те же козни лукавого по отношению к первым людям. Горький опыт наших прародителей служит нам уроком осторожности при встрече с искушениями. Но, не проявляй бдительность и осторожность, без помощи Божией мы не можем с успехом бороться с ними. Поэтому мы должны призывать эту помощь усердной молитвой.

Мытарь и фарисейМЫТАРЬ И ФАРИСЕЙ

Мытарь спасашеся, и блудница целомудрствова, и фарисей хваляся осуждашеся: ов убо: очисти мя, ова же: помилуй мя. Сей же величашеся, вопия: Боже, благодарю Тя! и прочия безумныя глаголы.

Очисти, якоже мытарь вопию Ти, Спасе, очисти мя; никтоже бо сущих из Адама, якоже аз, согреших тебе.

Мытарь спасся и блудница сделалась целомудренною, а гордый фарисей подвергся осуждению, ибо первый взывал: «Будь милостив ко мне»; другая: «Помилуй меня»; а последний тщеславно возглашал: «Боже, благодарю Тебя...» и прочие безумные речи.

Умилостивись, как мытарь, взываю к Тебе, Спаситель, смилуйся надо мною: ибо как никто из потомков Адамовых я согрешил пред Тобою.

В этой евангельской притче содержится учение о том, какие душевные расположения нужны для получения оправдания от Бога. Притча предостерегает от тех душевных расположений, какие открылись в молитве фарисея в храме, молитва же мытаря представляет образец, достойный подражания для каждого кающегося пред Богом и желающего получить от Него помилование.

Какая противоположность фарисею в лице мытаря, которого осудил фарисей! Мытарь, быть может, действительно был причастен тем грехам, в которых неповинным исповедывал себя фарисей. Но он угодил Богу именно теми духовными расположениями, которых недоставало фарисею. Осужденный Господом Иисусом фарисейский дух самовосхвалений и гордости, к сожалению, живет почти в каждом человеке.

Истинное смирение всегда соединяется с искренним желанием освободиться от тех недостатков, в которых мы сознаемся, и с стремлением к совершенству. Так бывает во всяком роде деятельности: успехи в науках, в искусстве, в жизни общественной всегда бывают плодом смиренного сознания, что мы далеки от совершенства в усвоении истинного, прекрасного, полезного, что нам следует трудиться больше и больше для достижения этих целей.

Подобно этому и в нравственном отношении смирение служит побуждением к жизни святой и богоугодной. Со смирением мытаря мы должны соединять ревность к подвигам.

ДРАХМА притча о драхме

Аз есмь, Спасе, юже погубил еси древле царскую драхму; но вжег светильник, Предтечу Твоего, Слове, взыщи и обрящи Твой образ.

Погребох перваго образа доброту, Спасе, страстьми, юже, якоже иногда драхму, взыскав обрящи.

Я - та драхма с царским изображением, которая с древности потеряна у Тебя, Спаситель, но, засветив светильник - Предтечу Своего, Слове, поищи и найди Свой образ.

Засыпал страстями красоту первобытного образа, Спаситель; ее, как некогда драхму, Ты взыщи и найди.

В основании этих стихов Великого канона положена притча Христа Спасителя о потерянной драхме, небольшой серебряной монете с изображением царя. Под образом женщины, потерявшей и нашедшей драхму, представляется Господь ищущий погибающую душу. Под драхмой, украшенной изображением царя, понимается душа, украшенная образом и подобием Божиим.

Грехи и страсти помрачают в нас образ Божий, полученный нами при Крещении. Ветхий человек заполняет нас настолько, что трудно отыскать в нем черты богоподобия, так же как трудно отыскать мелкую монету, затерявшуюся в куче пыли и сора и почерневшую от грязи. Но если мы каемся, то видим путь спасения, а значит мы можем быть не потерянной, а обретенной драхмой.

БЛУДНЫЙ СЫН

Богатство мое, Спасе, изнурив в блуде, пуст есмь плодов благочестивых, алчен же зову: Отче щедрот, предварив, Ты мя ущедри.

Расточив богатство мое в распутстве, Спаситель, я чужд плодов благочестия, но, чувствуя голод, взываю: Отец Милосердный, поспеши и умилосердись надо мною.

Притча о заблудшем сыне изображает величайшее милосердие Божие к кающемуся грешнику, как бы ни было глубоко его падение. В первой половине притчи изображено, до какой глубины падения может довести человека грех. Из такого тяжелого положения возможны два исхода: или отчаяние и вечная погибель, или обращение к Богу. Во второй части притчи изображается исход последнего рода. Сын, крайностью своего положения, приведен был к раскаянию, пришел в себя, решил возвратиться к отцу, исповедать пред ним свою вину.

Блудный сын. РембрандтЕсли мы подражаем заблудшему сыну в грехах, то будем подражать ему и в покаянии. Одно то, что грех не дает душе мира и покоя, как не нашел мира и счастья заблудший сын в распущенной жизни, должно возбуждать наше отвращение ко греху. Возбужденное отвращение должно расположить к решимости сойти с пути греха которым мы идем. Голод душевный, невыносимое ощущение душевной пустоты и томления, ведет человека к поиску Бога. В состоянии духовного голода человек взывает: "Отец Милосердный, поспеши ко мне, как отец поспешил навстречу заблудшему сыну, и умилосердись надо мною..."

ЗАКХЕЙ, СИМОН ФАРИСЕЙ И БЛУДНИЦА

Закхей мытарь бе, но обаче спасашеся, и фарисей Симон соблажняшеся, и блудница приимаше оставительная разрешения от Имущего крепость оставляти грехи, юже, душе, потщися подражати.

Закхей был мытарь, однако спасся; Симон фарисей соблазнялся, а блудница получила решительное прощение от Имеющего власть отпускать грехи; спеши, душа, и ты подражать ей.

В историях Закхея мытаря и женщины, помазавшей Господа миром мы видим, пример милосердия Господа к грешникам, с одной стороны, с другой - образец истинного покаяния.

Христос удостоил Своим посещением дом Закхея и принес благословение не ему только, но и всему его дому. Чем начальник мытарей мог заслужить милость Божию? Закхей имел возможность знать, как милостиво относился Христос к грешникам, опыты Его милосердия к ним и раскаяние последних тронули душу Закхея, и внушили ему желание последовать примеру подобных ему. Истинное покаяние, выразившееся не только в словах, но и в делах (раздача имущества) свидетельствуют о нравственном перерождения мытаря.

Господь не отверг и женщину, помазавшую Господа миром. Наоборот, он утвердил в ней веру в Него и надежду, что и ей Он простит грехи, если она принесет покаяние в них, и вот она у Его ног. Она потому так горячо обливала Его ноги слезами и так усердно мазала их миром, что уверена была в милосердии к ней Господа.

Человек, пристрастный к земным стяжаниям, и подобного рода плотским страстям, может следовать этим евангельским примерам, для того, чтобы избавиться от этих пагубных пристрастий. Истинное же покаяние состоит не только в сожалении о прежних грехах. Если мы хотя бы вернем то, что должны тем, кто на нас обижен, то и в наш дом придет Христос, подобно тому, как Он пришел в дом Закхея. Если мы со слезами признаем свои прегрешения и припадем к Спасителю с верой в его милосердие, то получим прощение, как получила его некогда блудница.

СТРАШНЫЙ СУД Страшный суд. Микеланджело

Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается, востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет, что всуе мятемся?

Конец приближается, душа, приближается, и ты не заботишься, не готовишься; время сокращается - восстань: Судия уже близко - при дверях; время жизни проходит, как сновиденье, как цвет. Для чего мы напрасно суетимся?

В Евангелии Господь, предрек Свое второе пришествие и всемирный Суд. Когда же именно последует это событие? Христос не открыл ни дня, ни часа, когда оно случится. Но Он указал признаки его приближения: бедствия, появление лжепророков, повсеместное распространение Евангелия, мятежи и войны. Указанные признаки таковы, что по ним нельзя решительно судить, насколько мы приблизились ко времени второго Пришествия; несомненно то, что чем дольше живет человечество, тем оно ближе к этому времени.

Не заключается ли в этом сильнейшее побуждение для каждого к тому, чтобы всегда быть наготове к встрече Судии? Не проводим ли мы время земной жизни, забывая о том, что временная жизнь дана нам для приготовления к вечности? Если это так, то мы можем быть застигнутыми врасплох пришествием Судии и быть осужденными навеки за такую беспечность.

Составлено по книге епископа Виссариона (Нечаева) "Великий канон святого Андрея Критского. Толкование уроков покаяния". Издательство
"Благо", Москва 2004.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале