Страстная седмица и Пасха на Святой Земле

О том, как проходит Страстная седмица и встреча Светлого Христова Воскресения в Иерусалиме, нам рассказал диакон Русского экзархата Вселенского патриархата в Западной Европе Александр Занемонец, преподаватель византийской истории в университете Хайфы.
Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) внутри 

― На Святой Земле, в Иерусалиме, всегда много паломников. А когда прибывает основная часть паломников, стремящихся встретить Светлое Христово Воскресение в храме Гроба Господня?

― Да, действительно, во время Великого поста паломников в Иерусалиме очень много. А на Страстной седмице и на Пасху их много до чрезвычайности. Приезжают они, в основном, в Великую среду и остаются до начала Светлой седмицы. Вообще, храм Гроба Господня в действительности освящён в честь Воскресения Христова ― это его изначальное название.

 ― Никто никогда не пытался сосчитать количество людей, молящихся на Пасху в храме Воскресения Господня?

― Думаю, что нет. Но в этом году Пасха у православных и католиков совпадает, поэтому паломников в Иерусалиме будет больше, чем обычно. Без сомнения, для паломников это большая радость ― быть на Святой Земле на Страстной и во время Пасхального торжества торжеств.

 ― В Великий четверг сейчас редко где совершается чин омовения ног. В Иерусалиме его совершает патриарх Иерусалимский?

― Да. Мы знаем, что это редко встречающийся чин, во время которого архиерей, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам на Тайной вечере, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию. Например, в Византии, в Константинополе император в Великий четверг омывал ноги беднейшим константинопольским нищим, как бы мы сейчас сказали ― бомжам. В Иерусалиме омывает ноги патриарх, и ― архиереям.

 
Порог Судных врат 

 ― Как проходит служба 12-ти Евангелий, или утреня Великой пятницы, в Иерусалиме?

― Во время службы 12-ти Евангелий я обычно бываю в русских православных храмах, поэтому могу рассказать об утрене Великой пятницы именно в этом ракурсе.

Самая великая святыня в русских владениях ― это порог Судных врат, через который Господь переступил с крестом, восходя на Голгофу. Считается, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор, который после этого уже обжалованию не подлежал. Так вот, в монастыре святой Марии Магдалины в Гефсимании существует обычай начинать утреню в Гефсимании, а Евангелия читать именно у порога Судных врат.

В Свято-Троицком соборе Русской духовной миссии в прошлом году некоторые Евангелия звучали не на славянском, а на русском языке: для того, чтобы паломники, среди которых отнюдь не все воцерковлены, смогли во всей полноте понять, ради чего они приехали на Святую Землю.

 ― В России существует традиция хранить какое-то время четверговый огонь. На Святой Земле есть этот обычай? 

― Тут основное внимание уделяется Благодатному огню, раздаваемому патриархом в Великую Субботу. Все меркнет по сравнению с этим событием.

 ― Вы сами присутствовали в храме Воскресения Христова во время схождения Благодатного огня?

― Из-за чрезвычайной многолюдности я только однажды находился вблизи кувуклии в Великую субботу. У меня было ощущение настоящего пасхального торжества. Это действительно непередаваемое предвосхищение Пасхи!

 
После схождения Благодатного огня 

Вероятно, Воскресение Христа сопровождалось удивительным сиянием, в результате которого и получилось изображение на Туринской плащанице. И возможно Благодатный огонь является указанием на момент Воскресения и на то сияние. Мы не знаем точного времени Воскресения: возможно схождение Благодатного огня указывает и на время, когда воскрес Христос.

Благодатный огонь и раздача его Патриархом ― не просто самодостаточное чудо, совершающееся само по себе. Оно связано с Воскресением, со значением этого события для всех нас.

 ― В Великую пятницу в Иерусалиме существует традиция ходить Крестным путем Иисуса Христа, которым Его вели на Голгофу. Расскажите об этом.

― Да, утром в пятницу паломники идут крестным ходом по Via Dolorosa (скорбный путь). Он начинается от Претории, римской крепости, где Христос был осужден на казнь, ко Гробу Господню. Обычно возглавляет крестный ход один из архиереев Иерусалимского патриархата.

Традиция крестных ходов распространена у наших католических братьев ― например, францисканский крестный ход к месту казни Христа организуется каждую пятницу круглогодично.

По Крестному пути любят ходить паломники с Западной Украины ― вероятно, для тамошних верующих эта традиция ближе. Наверное, из-за западного, католического своего происхождения.

 ― И вот наступает Светлое Христово Воскресение…

― Да. В храме Воскресения служит Иерусалимский патриарх, все заполнено народом. Однако после крестного хода, Пасхальной утрени и встречи воскресшего Спасителя, многие паломники направляются в русские православные храмы ― из-за чрезвычайной многолюдности в храме Гроба Господня. Как правило, все идут в Свято-Троицкий собор Русской миссии, поскольку он вместительный и близко расположен. Священнослужители миссии участвует в крестном ходе у храма Воскресения Господня, а затем идут к себе, в Троицкий собор, и совершают здесь Божественную литургию.

 
Крестный ход по Via Dolorosa 

 ― В эмоциональном плане как можно описать Пасху в Иерусалиме? Понятно, что чувства прихожан какого-нибудь маленького российского сельского храма и паломников на Святой Земле несколько разнятся…

― Все здесь достаточно суетно. Многолюдность собрания, радостная в момент схождения Благодатного огня, во время богослужения не всегда кажется уместной. Народное ликование, конечно, более бурно выражаемое, чем где бы то ни было, немного отвлекает от привычного настроя, благоговейного богослужения. Поэтому встречать Пасху в своем небольшом приходе ― это куда более естественно, чем в огромном многолюдном храме. Хотя без сомнения каждый христианин хоть раз в жизни мечтает оказаться там, где произошло Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Приезжайте на Святую Землю!

Впервые опубликовано 21 апреля 2011 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале