Праздник как добродетель

«Каждый год 31 декабря мы с друзьями…». Большинство из нас в баню не ходят, но вот уже около десятилетия страна погружается в долгие новогодние каникулы. За это время против десятидневного отдыха не высказывался только ленивый. Ставший в своё время экспертом по всем вопросам — от духовного смысла поста до веры детей в Деда Мороза — бывший главный санитарный врач Геннадий Онищенко назвал этот период «декадой ужаса». Власти и общество каждый раз обсуждают вопрос о переносе зимних выходных на май, как будто сажание картошки не превратит в майские каникулы в очередной повод поговорить о неумении человека быть с самим собой.

Главная проблема состоит не в календаре, а в нашем неумении праздновать. Признаюсь честно, я очень люблю зимние каникулы, и мне их даже не хватает. За эти десять дней успеваешь прочитать хорошие книжки, сходить в кино, написать несколько статей, побыть дома с любимыми людьми, да и просто отдохнуть от потока новостей и работы. Майские каникулы не принесут такого облегчения, поскольку большинство людей уходят в отпуск летом, и долгими зимними вечерами очень нужна передышка и возможность выспаться в свою удовольствие.

Оставим пока в стороне разговоры о Рождественском посте и Новом годе и поговорим о том, что мешает нам просто поблагодарить Бога за возможность расслабиться и перевести дух.

Слово «расслабиться» некоторые люди воспринимают слишком буквально, с чем, к сожалению, сталкиваешься на собственной шкуре. В новогоднюю ночь жители нашего подъезда были вынуждены смотреть на кучу фекалий, которые оставил после себя бомж или сильно отметивший гражданин, потерявший чувство реальности.

Виноваты ли зимние каникулы в появлении подобных сюрпризов? Нет, поскольку бомжи, заходящие зимой в наш подъезд, украшают его своими «подарками» не только в период с Нового года до Рождества. Впрочем, не будем долго останавливаться на этой теме, а поговорим о нас с вами — людях с разным достатком, уровнем образования, и многими другими характеристиками, которые отличают нас друг от друга.

У большинства россиян есть одна общая черта, заметная даже при поездках за границу. Если прекрасным летним днем на улицах небольшого приморского города вы видите группу людей с недовольными и озабоченными лицами, то можете не сомневаться — почти всегда вы услышите русскую речь.

Непростая история и постоянные социальные потрясения начисто отбили у части россиян способность расслабляться, отдыхать, праздновать и благодарить Бога за происходящее. Достаточно открыть Facebook и сайты некоторых СМИ, чтобы еще раз убедиться в этом. Новость о том, что Владимир Путин вручил известному французскому актеру российский паспорт, а мордовские власти подарили ему квартиру и предложили пост министра культуры, три года назад взорвала пользователей с такой силой, как будто Жерару Депардье отдали мое собственное удостоверение личности, подарили жилье, отнятое у меня, а на пост министра культуры Мордовии претендовал каждый интернет-пользователь, и лишь появление иностранца лишило всех нас этой работы.

Маленький пример, не имеющий отношение к христианству, показывает, насколько далеки мы от призыва апостола «непрестанно молиться и за все благодарить». Между тем, чувство признательности, способность разделить с другим человеком его счастье — лучшая возможность для верующего хоть немного приблизиться ко Христу. Митрополит Сурожский Антоний в своих беседах напоминал, что чин отпевания начинается с возгласа, который не может принять израненное человеческое сердце: «Благословен Бог наш». Самая трагичная служба для родственников покойного начинается с благодарности Христу, с надежды на то, что для дорогого человека кончилось время страданий и борьбы за выживание и началось ожидание личного воскресения (тот же митрополит Антоний говорил, что «кладбище — это не место, где хранят трупы, а место, где ждут Воскресения»).

Разумеется, мало кто достигает такой степени доверия Богу, но мы умудряемся находить плохое даже в радостных событиях: вместо того, чтобы порадоваться за возможность спокойно подготовиться к Рождеству, мы начинаем осуждать близких, празднующих Новый год, и изнывать от безделья. В начале ХХI века для части россиян стала недоступной даже идея средневекового карнавала — люди радовались коротким периодам отдыха, чтобы потом вновь погрузиться в обыденную жизнь с постоянной угрозой голода, болезней и непрестанного тяжелого труда.

Разумеется, идея карнавала имеет свои недостатки — неумеренное веселье, как и безграничная скорбь, не приносит пользы ни душе, ни телу. Однако человек Средневековья обладал способностью к сильным чувствам, мы же превращаем иногда праздники в дни объедания безо всякого отдыха. Достаточно посмотреть новогодние развлекательные шоу на главных телеканалах, чтобы понять — юмор, благодарность и счастье – не слишком частые гости на просторах нашей Родины. Вместо того, чтобы праздновать, мы мучительно заставляем себя веселиться, воспринимая это как тяжелую работу, повинность. Неудивительно, что к 9 января или 9 мая от такого отдыха остается лишь бесконечная усталость — новогодние шарики и весенние шашлыки уже не радуют, а в животе остается тяжесть от выпитого и съеденного.

На самом деле длинный праздник может стать средством для аскетического подвига. Напомню, слово «аскетика» означает упражнение. Первые десять дней января дают нам возможность пообщаться с дорогими людьми, обратить внимание на родственников и детей, и научиться дарить им радость тепло и уют. Если, мы, христиане, не можем делать это круглогодично, то стоит попытаться преображать окружающий мир хотя бы одну декаду в году. До мая осталось не так много времени, а потому упражняться в любви к ближним и самим себе нужно начинать уже сейчас.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Впервые опубликовано 9 января 2013 года