Новые старые фильмы о главном

На днях телезрители увидели давно любимые фильмы о войне в цвете. О том, чем было вызвано такое решение руководителей телевидения и насколько оно оправдано, а также о современном прочтении военной темы в нашем кинематографе, «Татьянин день» побеседовал с известными киноведами.
 

  А.Н. Золотухина и В.П.Лисакович

Алла Золотухина, кандидат искусствоведения, профессор, проректор ВГИКа им. С.А. Герасимова

 

- Не знаю, как произошло с фильмом «В бой идут одни старики», но с режиссёром «Семнадцати мгновений весны» Татьяной Лиозновой вопрос очень долго согласовывали. Знаете, она давно и тяжело болеет и очень долго не давала согласия, а потом всё-таки согласилась.

- На Ваш взгляд, что подтолкнуло людей к тому, чтобы раскрасить эти фильмы ?

- Я не знаю, какова подоплёка. Может быть, чтобы фильмы более современно смотрелись, потому что сейчас привыкли к цветному кино, а, может быть, есть ещё какие-то подводные течения, откуда мы знаем?

- Это не первый случай, когда раскрашивают чёрно-белый фильм. На Ваш взгляд, такая практика себя оправдывает?

- Смотря из чего исходить. В своё время был снят фильм «Иван Никулин - русский матрос». Это было сразу после войны, снимали в цвете, но цвет затерялся, и его восстанавливали. Это ведь очень тяжёлый труд - восстановление. И вот на фестивале в Белых Столбах я посмотрела этот уже цветной фильм. Сам по себе цвет достаточно нарочит, поскольку восстановить в изначальном виде, да ещё тогда, когда была такая плёнка... Но, тем не менее, поскольку этим делом занимаются историки кино, Госфильмофонд, они стремятся к подлинному воссозданию фильмов.

Если говорить о «Семнадцати мгновениях весны», то они изначально снимались как чёрно-белый фильм, здесь уже видно веяние времени. Это всё же разные вещи: восстановить цвет в подлиннике и прийти к первозданному источнику, к замыслу, или раскрасить черно-белый фильм. Может быть, это стремление продлить жизнь фильма в современных поколениях, привыкших к цветному кино, осовременить фильм. Но это мои домыслы, не более того. Трудно понять, что имели в виду авторы проекта: дальнейшую жизнь этих фильмов в каком-то ином состоянии, возможную продажу в другие страны, на телевидение, увеличение популярности этого фильма...

- Может быть, это просто попытка повысить рейтинг телеканала?

- Да, вполне возможно, что речь идёт именно о повышении рейтинга. Хотя, конечно, мы можем об этом говорить только под знаком вопроса, так как нам не известна стоимость продвижения, мы не знаем, в чем выгода, и вряд ли узнаем.

- С чем, по-Вашему, связано то, что фильмы, которые год от года показывают на 9-е мая, сняты в советское время, 50-е, 60-е, 70-е годы? За последние годы ни одна из новых кинокартин не удостоилась такой же популярности и народной любви, как те же «В бой идут одни «старики», «Баллада о солдате», «Они сражались за Родину»?

- Это вопрос вопросов. Я изучила телепрограмму более прицельно: смотрела, что будут показывать о войне. Совсем недавно мы со студентами пересматривали и «Балладу о солдате», и «Судьбу человека», и «Иваново детство». Конечно, это очень яркие картины, и по художественным достоинствам они современны. Но почему-то в программе нет картин «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны», «Солдаты», а ведь они чрезвычайно интересны, как и «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Иди и смотри» Климова, «Торпедоносцы» Арановича.

- Из фильмов последних десяти лет что бы Вы могли выделить?

- Были «Звезда» Лебедева, «Штрафбат» Николая Досталя, «В августе сорок четвёртого» по роману Владимира Богомолова...

Вчера я сходила в кинотеатр, посмотрела новую картину по Василю Быкову: режиссёр Ольга Жулина сняла фильм «Обречённые на войну». Там есть много интересного, но всё-таки это недостаточно тонкое прочтение Быкова, хотя очень хорошая актриса играет главную роль. Психологический момент столкновения, как это происходит в «Восхождении», в «Сотникове», в этой картине есть.

- А с чем вообще, на Ваш взгляд, связано низкое качество фильмов о войне в последнее время?

- Мне, с одной стороны, представляется, что война отдаляется и легче посмотреть на неё более осмысленным аналитичным взглядом, а с другой стороны, самое главное - задаться вопросом, о чём снимать. Даже если есть литературный материал, что выделяется, что становится главным? А если писать оригинальный сценарий (как Вы уже обратили внимание, их почти нет), то о чём писать, о чём говорить? Просто о героизме или о каком-то локальном событии, определенном этапе войны? Об этом уже немало было сказано и у Бондарева, и у Василя Быкова.

- Вы считаете, тема сама по себе не исчерпана?

- Вспомните, была картина Сорокина «Тоталитарный роман» на материале войны. Мне кажется, что надо говорить о людях, о каких-то эпизодах войны, может быть, просто выбирать конкретные проблемы. «Кукушку» Рогожкина помните? Это всё-таки оригинальное произведение - и своей притчевой формой, и совершенно необычной ситуацией, которая описывается.

Сейчас ведь материала очень много. И здесь важно, что именно в этой войне нас интересует. Мы со студентами только что закончили обсуждать военный период, посмотрели много фильмов и времён самой войны, и послевоенного периода. И есть очень много вещей, которые поражают, но при этом остались за кадром. К примеру, огромное количество операторов, которые принимали участие в войне, задания и постановления партии о том, как операторам надо снимать войну, которые высылались одно за другим. Это было в первые дни войны, когда игровое кино ещё не снимали. Самый тяжёлый период войны - это первый год отступлений, тяжелейший, трагический. Операторы не могли выполнять задания партии и правительства, они погибали, и к 1943-му году практически некому было снимать войну. Это было очень трудное время. Оно описано в «Живых и мёртвых» К. Симонова, у А. Шолохова, ведь он вторую часть своего романа о войне не написал, а написал только первую - «Они сражались за Родину». Вот здесь, наверное, надо бы покопаться.

Картина Чухрая «Чистое небо» единственная, рассказывающая о том, как человек, оказавшийся в плену, вернулся на Родину. Здесь, в своей стране, ему не находится места, а потом, после смерти Сталина, он получает Героя Советского Союза. Это очень трудный именно в человеческом плане материал. Поэтому так пронзительна в своей удивительной правде человеческого характера и «Баллада о солдате» того же режиссёра.

 

 

Татьяна Москвина, кинокритик, пресс-секретарь Союза кинематографистов России

 

- С чем, на Ваш взгляд, связано раскрашивание давно признанных фильмов? почему авторы проекта решились на это пойти?

- Я думаю, это коммерческий интерес, призванный оживить интерес к этим фильмам, ведь современный зритель не привык к чёрно-белому кино. И, наверное, продюсеры рассчитывают тем самым на появление большего внимания к этим произведениям, в своё время наиболее популярным и живым.

- Вы думаете, это оправдано?

- Я думаю, здесь главная коммерческая составляющая, не художественная, хотя Татьяна Лиознова участвовала в этом процессе, дала своё согласие. Старались перевести фильм в цвет достаточно корректно, чтобы получились не яркие раскрашенные картинки, но была выдержана стилистика. К сожалению, я пока не видела, что получилось.

- С чем связано то, что снятые в последнее время в немалом количестве фильмы о войне не пользуются той популярностью, которая есть у фильмов советского времени?

- Сегодняшние фильмы о войне достаточно вторичны. Нового сюжета, кроме как любовь русской девочки и немецкого солдата, придумать не могут. Современные сюжеты о войне вырваны из контекста того времени, они становятся какими-то неисторическими, на мой взгляд. А если брать мэтров, то с экрана уходит энергия.

Например, «Живи и помни» - яркий фильм Александра Прошкина, но в его сюжете слишком уж мощная натуралистическая составляющая, что тоже не было характерным для фильмов о войне, где главным всегда было присутствие доброты и целомудрия, если не брать фильмы батального характера. Такие лирико-эпические картины как «Баллада о солдате» Чухрая, «Летят журавли» Калатозова, «Судьба человека» Бондарчука так и остались в послевоенное время камертоном в освоении кинематографом этой темы.

- Вы могли бы выделить какие-то фильмы из последних, посвящённых Великой Отечественной, или все они достаточно низкого уровня?

- Мне что-то и не вспоминается ничего за последнее время.... Есть такой монтажный фильм из документальных съёмок блокадного Ленинграда, «Блокада» Сергея Лозницы. В нем очень точная работа с хроникой. Но финал, где акцентом является смертная казнь фашистских солдат, как-то перекрывает всё то, что было сделано на протяжении фильма, где все кадры документальные и являются самоценными, где речь о том, как люди мужественно выстояли в нечеловеческих условиях.

- Исчерпана ли тема войны? Могут ли появиться в ближайшие годы фильмы высокого уровня?

- Не знаю. Я не уверена, что современные авторы, исключая, может быть, Никиту Сергеевича Михалкова , который пытается снять продолжение «Утомлённых солнцем», могут сделать что-то яркое, художественное, достойное того, что уже было сделано. Этот вопрос обсуждался на кинематографических дискуссиях, тема продолжает быть актуальной: какова была наша история, какие яркие судьбы в ней были, судьбы, которые могли бы быть художественно решены на экране. Но я не вижу режиссёров, которые сумели бы взять и поставить фильм о войне.


Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале