Черпать силы в вере. Как пройти супертест

В прошлом месяце в издательстве «Никея» вышла книга Элизабет Лукас «Источники осознанной жизни. Преврати проблемы в ресурсы». Автор, ученица великого австрийского психолога Виктора Франкла, рассказывает про возможности и силы, о которых мы сами часто даже не догадываемся. С разрешения издательства публикуем главу, посвящённую предельным жизненным испытаниям и их преодолению с помощью веры в Бога и в себя.
 
Фото: Nikeabooks.ru  

Время «одержимости тестами» прошло. Мы пережили целую эпоху, когда в каждом журнале, почти без исклю­чения, можно было найти психологический тест, который морочил голову читателю, якобы раскрывая подоплеку той или иной стороны его жизни. Методы тестирования для начинающих психологов, изучавшиеся и отрабаты­вавшиеся в университете, были серьезнее, хотя их надеж­ность и значимость тоже часто переоценивалась. Особен­но это касалось «проективных тестов», напоминавших ловко состряпанные викторины. Более убедительно вы­глядело тестирование когнитивных способностей, здесь негативный момент состоял в том, что результаты те­ста накладывали на каждого, кто его проходил, опреде­ленную «печать». Создавались клубы гордых носителей высокого IQ, но со временем, к всеобщему удивлению, оказалось, что их члены весьма непрактичные и не при­способленные к жизни люди.

Масса подобных психологических тестов давно уста­рела. Им на смену пришли новые — с помощью ком­пьютерных программ они довольно точно определяют наличие или отсутствие отдельных способностей у тести­руемого. Правда, несмотря на все это, всеобъемлющая и ясно читаемая психограмма так и осталась великой ил­люзией. Чудо под названием «человек» никогда не удаст­ся описать во всей полноте посредством цифровых кодов.

Однако существует супертест. Его предлагает нам сама жизнь. Я говорю о феномене, который каждый из нас ощущал на себе: в моменты сильного эмоциональ­ного напряжения мы ведем себя иначе, чем всегда. Мы говорим и действуем не так осмотрительно и не так сдержанно, наш самоконтроль ослаблен. Из-под усво­енных образцов поведения показывается наше непри­крашенное «истинное лицо». Если мы сможем увидеть, как оно выглядит, мы фактически получим результат супертеста.

Если прибегнуть к символическому языку, мож­но сказать, что эмоциональное напряжение соскребает с поверхности позолоту, и из-под нее проступает перво­начальная окраска предмета, то, что ему действитель­но присуще, в данном случае — человек как он есть. При этом преобладают светлые или темные тона, независимо от качества позолоты.

 
Элизабет Лукас 

Здесь можно было бы возразить, что сильное эмо­циональное напряжение так или иначе искажает чело­века. Вокруг этого факта вращается немало расхожих суждений: «Любовь делает человека слепым», «Страх ли­шает разума», «Фрустрация пробуждает агрессивность», «Сильное влечение чревато насилием», «Глубокая скорбь повергает в оцепенение». Но в этом как раз и состоит суть испытания: что может сделать та или иная эмоция с тем или другим человеком? Если выразиться еще точнее: на что человек решается, к чему он готов под напором вы­сочайшего эмоционального напряжения и к чему он не готов, несмотря на высочайшее эмоциональное напря­жение? Это Гретхен-фраге![1] Мера зла, на которое он ни­когда не пойдет, какое бы чрезвычайное давление он ни испытывал, — это мера силы его духа. Она выявляет предел его способности духовно противостоять искуше­ниям своей слабой души. И этот предел определяет сте­пень его нравственного развития. Фридрих Ницше довел мысль о подобном «тестовом испытании» до крайности: «Людям, до которых мне хоть сколько-нибудь есть дело, я желаю пройти через страдания, покинутость, болезнь, насилие, унижения — я желаю, чтобы им не остались не­известны глубокое презрение к себе, муки неверия в себя, горечь и пустота преодоленного; я им нисколько не сочув­ствую, потому что желаю им единственного, что на сего­дня способно доказать, имеет человек цену или не имеет: в силах ли он выстоять».[2] 

*** 

На практике вовсе не обязательно, чтобы тест выглядел так безжалостно, как в этом перечислении Ницше. Но мы знаем: жизнь с нами не церемонится. Она может поста­вить нас, когда мы этого не ожидаем и не заслуживаем, в самое абсурдное положение и перед самыми непости­жимыми фактами. Приведу несколько примеров.

1. Мать с двумя маленькими детьми приходит на дет­скую площадку. Во время игры закрепленная на башенке детской горки веревка запутывается на шее одного из ма­лышей, и он повисает на ней. Срочно вызванный реани­матолог не может спасти ребенка.

2.В одном профобъединении, где члены разделены на несколько групп по интересам, на человека возводят клевету на основании ошибочных сведений: якобы он по­тратил деньги объединения на личные цели. Несмотря на то что информация о движении средств по счетам пред­ставлена для всеобщего обозрения, он остается под по­дозрением.

3. Мужчина в своих брачных отношениях многие го­ды переживает состояние сексуальной фрустрации. Брак распадается. Через несколько месяцев он вступает во вто­рой брак, и новая жена переезжает к нему вместе со сво­ей дочерью. Вскоре мужчина замечает, что вид его хоро­шенькой падчерицы приводит его в такое сексуальное возбуждение, которого он раньше в своей жизни не знал. И это влечение с каждым днем становится все сильнее.

4. Единственный сын супружеской четы с детства привык заботиться о родителях, внимательно относить­ся к их недомоганиям и болезням. И повзрослев, он не жалеет для них времени: возит мать на врачебные кон­сультации, делает все возможное, чтобы отвлечь отца от алкоголя, помогает им с ведением домашнего хозяйства. Но родители отталкивают сына, потому что им не нра­вится его подруга.

5. Иностранка живет в Германии в крайне стеснен­ных обстоятельствах. В финансовом отношении она пол­ностью зависит от владельца предприятия, который по­стоянно грозится ее уволить. В один прекрасный день конкурент ее шефа предлагает ей значительную сумму за то, чтобы она скопировала для него некоторые секрет­ные документы.

 
 Фото: Nikeabooks.ru  

Это лишь немногие примеры из тысяч возможных, и они очень разные. Все люди, о которых идет речь, ис­пытывают сильное эмоциональное напряжение. Скорбь, ужас, злоба, разочарование, неконтролируемое влечение и страх будоражат их души. Соблазн совершить импуль­сивный поступок (по типу «короткого замыкания») очень велик. Пространство для свободного принятия решений сокращено до минимума. «Позолота» сошла. Ситуация требует разрешения. Условия теста определены. Рано или поздно из хаоса чувств начнут все более отчетливо про­ступать «истинные лица» личностей.

К примеру 1: Возможно, у матери, потерявшей ре­бенка таким трагическим образом, теперь пропадет вся­кий интерес и доверие к миру. Возможно, она, как улит­ка, спрячется в раковину реактивной депрессии и будет лишь механически выполнять свои повседневные обязан­ности. С психологической стороны это было бы понятно. Но ведь есть и такие осиротевшие матери, которые не хо­тят, чтобы их скорбное оцепенение повредило остальным детям. Которые говорят себе: «Нет, ради оставшегося ре­бенка я буду держаться стойко и жить дальше!» Эти ма­тери с честью выдерживают испытание.

К примеру 2: Возможно, оклеветанный член объеди­нения захочет отомстить за несправедливое обвинение. Возможно, он выйдет из объединения и будет повсюду распространять о нем нелестную информацию. Возмож­но, он порвет отношения со всеми коллегами. С психоло­гической стороны это было бы понятно. Однако бывают и такие оклеветанные люди, которые не готовы нанести ответный удар тем же оружием. Которые говорят себе: «Нет, я не хочу опускаться до дешевого реванша. Я буду по-прежнему открыт для общения с каждым!» Эти люди с честью выдерживают испытание.

К примеру 3: Возможно, мужчина поддастся искуше­нию и изнасилует падчерицу. Возможно, он постарается подольститься к ней, подкупить ее, склонить ее к сексу­альным забавам и в качестве оправдания выдвинет свою многолетнюю неудовлетворенность в браке. С психоло­гической стороны такое поведение было бы объяснимо. Однако встречаются и такие мужчины, которые проти­востоят своим желаниям, если голос совести говорит им, что их удовлетворение «недопустимо». Даже при сексу­альной депривации. Эти мужчины с честью выдержива­ют испытание.

К примеру 4: Возможно, сын возненавидит своих ро­дителей. Возможно, чаша накопившегося раздражения переполнится, и произойдет взрыв — сын поднимет руку на родителей. Или же он перережет семейные узы нож­ницами равнодушия. С психологической стороны это бы­ло бы не удивительно. Но бывают и такие взрослые сыно­вья, которые не способны презирать и проклинать своих старых родителей ни при каких обстоятельствах. Которые благодарны за подаренную им жизнь. Эти сыновья с че­стью выдерживают испытание.

К примеру 5: Возможно, женщина согласится на сделку. Возможно, она вступит на путь обмана и промыш­ленного шпионажа, чтобы поправить свое тяжелое ма­териальное положение — из страха перед будущим, пе­ред надвигающейся безнадежностью. С психологической стороны такое поведение можно было бы объяснить. Но есть и такие совестливые иностранки, которые готовы потерять все, кроме своей чести. Которых, несмотря на их неустроенную и голодную жизнь, нельзя принудить к безнравственным сделкам. Эти женщины с честью вы­держивают испытание.

Да, мы проходим супертест, когда пребываем в со­стоянии сильного эмоционального напряжения. Но если мы не сорвемся, жизнь поставит под нашей экзаменаци­онной работой отличную отметку. Виктор Франкл весьма впечатляюще выразил это в следующих словах: «Зигмунд Фрейд когда-то говорил: "Давайте попробуем поставить некоторое количество самых разных людей в одинаковые условия голода (= в условия сильного эмоционального на­пряжения). С возрастанием голода все индивидуальные различия сотрутся, и вместо них появится однообраз­ное выражение неукротимого побуждения (= все нрав­ственно опустятся)"... Однако в действительности про­изошло, скорее, прямо противоположное. В концлагерях индивидуальные различия людей проявились отчетли­вей (= проступили их "истинные лица""). Свиньи дема­скировались. И святые тоже. Голод сорвал с них маски.

Он был одинаков как в том, так и в другом случае. Но лю­ди оказались очень разными»[3].

Да, они либо не справились с супертестом, либо про­шли его блестяще. Однако давайте не будем припечаты­вать людей результатами теста, как это когда-то делалось при нашумевшем определении коэффициента интеллек­та. Люди, не прошедшие супертест, особенно нуждаются в помощи — на психотерапевтическом, психологическом и человеческом уровне. 

*** 

Но что делать, если ни один врач, ни один психиатр, ни­кто из близких не проявит к нам участия, когда пробьет мрачнейший час нашей жизни — час полного одиноче­ства и покинутости? «Там, наверху, Ты забыл про ме­ня?» — поется в «Песне о Волге»[4].

В прекрасном стихотворении Рудольфа Отто Вимера звучит обещание, что помощь может быть послана нам, когда мы и не надеемся, и явиться в самых неожиданных образах.

Нет крыльев больших у тебя за спиной, Мой ангел.
Бываешь ты стар и невзрачен порой,
Являешься тихо — серьезный, простой, Мой ангел.
Ни белых одежд, ни меча у тебя, Мой ангел.
Ты тот, кто мне руку протянет любя,
Кого в трудный час мне дарует судьба, Мой ангел.
Я голоден — хлеба ты мне принесешь, Мой ангел.
Я болен — слова утешенья шепнешь.
И ночью услышишь мой зов и придешь, Мой ангел.
Ты скажешь: «Нет!», ты выдержишь бой, Мой ангел.
Ты путь преградишь неприступной скалой,
Хоть крыльев и нет у тебя за спиной, Мой ангел!

Самый последний источник, к которому мы прибе­гаем, чтобы обрести силы и жить дальше, — это молитва.

Я помню случай с одной 91-летней пенсионеркой из-под Аугсбурга. Она попала под грузовик, кото­рый расплющил ей обе ноги. Первое, что она ска­зала, очнувшись в клинике после срочной ампута­ции, было: «Как прекрасно, что я еще живу!» Врачи были растроганы. На следующий день у нее появи­лись сильные послеоперационные боли, но она го­ворила: «Какое счастье, что я не парализована!» Когда две недели спустя ей пообещали сделать протезы, она искренне обрадовалась, а увидев де­монстрационный образец, воскликнула: «Замеча­тельно, что сегодня умеют изготавливать такие совершенные приспособления!» Она принимала приходивших ее навестить друзей и соседей, си­дя в инвалидном кресле. И у многих посетителей после разговора с ней заметно повышалось на­строение. На нее обратили внимание журнали­сты, и ей пришлось дать несколько интервью. Ко­гда наконец настало время примерить протезы, оказалось, что управиться с ними ей не так-то легко. Но она только удивлялась их совершенству: «Они гораздо подвижнее и гибче, чем мои бывшие

старые ноги!» Она обнимала и благодарила своего инструктора по лечебной физкультуре и то и де­ло повторяла: «Как мне хорошо! Вокруг меня та­кие добрые люди, а у меня теперь роскошные но­вые ноги... Господь действительно любит меня!»

«Нельзя стать мудрецом, не познав тьмы» (Герман Гес­се). «Без экзистенциального потрясения не бывает по­знания реальности» (Габриэль Марсель). Боль и эмоцио­нальное напряжение находят разрешение в мудрости и осознании сущности вещей. Каким образом? 91-летняя пенсионерка доверила журналистам свою тайну: «Я каж­дый день молюсь». 

*** 

Мне хочется завершить эту книгу цитатой из Петера Вуста, бывшего профессора философии в Мюнстерском уни­верситете: «Если бы вы меня спросили, прежде чем я уйду, и уйду окончательно, нет ли у меня волшебного ключа, от­крывающего последнюю дверь к мудрости жизни, то я бы ответил: „Конечно есть". И этот ключ не рефлексия, как вы, возможно, ожидали бы услышать от философа. Это мо­литва. Молитва, если она творится с последней самоотда­чей, дает внутреннюю тишину, дает детскую чистоту, дает объективность. Для меня человек врастает в пространство гуманности (не гуманизма) в той степени, в какой он в со­стоянии молиться, и молиться по-настоящему. Молитва знаменует собой последнее humilitas[5] духа. Постижение великих явлений бытия даруется только молящемуся ду­ху. Лучше всего молитве учит страдание».[6]

Пожалуй, это завещание Петера Вуста — наилучший совет, который наша книга может дать своим читателям.

Примечания

[1] Gretchen-Frage(нем.) — здесь: вопрос совести. Гретхен — героиня трагедии «Фауст» И. В. Гете.

[2] Ф. Ницше. Воля к власти.

[3] Viktor E. Frankl, Der leidende Mensch, Huber, Bern, 1996, s. 158.

[4] «Wolgalied» — песня Ронни Вейланда из альбома «Русская душа».

[5] Смирение (лат.).

[6] Peter Wust, Gestalten und Gedanken, Kosel, Munchen, 1950, s. 266.

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале