В Манеже начала работу выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство»

Это самая масштабная выставка великого каталонца в России. Экспозиция охватывает, в том числе юношеские пейзажи 1910-х годов и последние абстрактные холсты живописца.
 
Фото: M24.ru  

Культурно-исторический фонд «Связь времен» и санкт-петербургский Музей Фаберже в сотрудничестве с Департаментом культуры города Москвы продолжают серию выставок известных художников XX века. Первой из них стала ретроспектива «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Дивера».

В новой экспозиции, которая поможет проследить творческий путь одного из самых неординарных художников прошлого столетия, — больше 180 работ, созданных мастером в разные годы. Картины предоставили музей «Гала — Сальвадор Дали», национальный музей «Центр искусств королевы Софии», а также европейские коллекционеры. Два шедевра покажут в России впервые, сообщает официальный портал мэра столицы Mos.ru.

По словам директора Музея Фаберже, выступившего организатором выставки Владимира Воронченко, главная сложность состояла в том, чтобы собрать все эти работы в одно время в одном месте: «Изначально речь шла о 70 экспонатах, но путем долгих переговоров с музеями удалось увеличить это число до 180. Еще одна трудность была связана с транспортировкой — вся коллекция не могла перемещаться одним видом транспорта одномоментно. Мы разбивали ее на три партии. Затем, уже в выставочном зале, картины должны были отстояться в кофрах, а мы внимательно следили за температурой, влажностью в помещении, это одно из главных требований музеев».

Отмечается, что в России впервые проводится такая масштабная ретроспектива мастера сюрреализма. Сами кураторы отмечают, что выставку готовили около двух лет.

Помимо известных картин Дали на выставке представлены ранние импрессионистические и кубистические работы.

Из «фирменной» живописи — «Мягкий автопортрет с жареным беконом» 1941 года, где бекон, как считается, был аллюзией на американские гостиничные завтраки Дали. В отдельном зале экспонируют иллюстрации к «Божественной комедии» 1959–1963 годов. Здесь есть картины на тему «параноидального» балета «Безумный Тристан», поставленного на музыку Вагнера и с хореографией Леонида Мясина, есть стереоскопические картины.

В видео-зале показывают «Андалузского пса» и недоделанный Дали для студии Уолта Диснея, а завершенный уже в нулевых мультфильм «Дестино».

Выставка продлится до 25 марта.

Гид по выставке Сальвадора Дали в Манеже

 «Автопортрет с рафаэлевской шеей»

 

Импрессионистский «Автопортрет с рафаэлевской шеей» — одна из первых работ Сальвадора Дали. Он написал ее в 1921 году, вскоре после того, как умерла его мать Фелипа Доменеч. Эта смерть стала тяжелейшим испытанием в его жизни — Сальвадор, которому на тот момент едва исполнилось 17, был очень привязан к маме.

Эта картина — отсылка к автопортрету Рафаэля Санти, созданному в 1506 году. Великий художник эпохи Возрождения, которому на тот момент было 23 года, изобразил себя как мечтательного и немного женственного юношу. Дали, ярый поклонник Рафаэля, изобразил себя в том же духе. Шея на его холсте — могучая, удлиненная — такая же, как на картине Рафаэля. Однако сам Сальвадор никогда не мог похвалиться атлетическим телосложением.

Его увлечение творчеством Рафаэля было огромным — Дали хотел походить на него внешне и в жизни: например, однажды отпустил волосы на манер своего кумира.

«Кубистический автопортрет»

 

Таким Дали изобразил себя в 1923 году, во время обучения в мадридской Академии изящных искусств Сан-Фернандо. Художник дружил с режиссером Луисом Бунюэлем и поэтом Федерико Гарсией Лоркой, преклонялся перед талантом психолога Зигмунда Фрейда и основоположника кубизма Пабло Пикассо. К картинам последнего он питал особую страсть — настолько, что сам решил написать что-то в этом стиле.

Образ Дали на «Кубистическом автопортрете» распадается на отдельные трапециевидные сегменты. От его внешнего облика остаются разве что глаза, брови и волосы.

«Невидимый человек»

 

«Невидимый человек» — первый сюрреалистический шедевр Дали — был создан в 1929 году. Художник уже несколько лет жил в Париже после отчисления из Академии изящных искусств Сан-Фернандо за недостойное поведение. К этому времени он успел устроить собственную выставку, которую посетил сам Пабло Пикассо. В том же году Дали участвовал в создании фэнтезийной драмы «Андалузский пес» режиссера Луиса Бунюэля.

Эта картина экспонируется в России впервые. Второе название картины — «Невидимка». В основе сюжета — контуры предметов, метаморфозы, причудливые переплетения отдельных элементов, составляющих в совокупности фигуру мужчины. В дальнейшем эти приемы станут визитной карточной художника.

«Архитектонический “Анжелюс” Милле»

 

С самого детства Дали восхищался картиной «Анжелюс» французского художника-реалиста Жана Франсуа Милле. Она висела в его комнате, и он мог часами разглядывать крестьянина и крестьянку, застывших в молитве в закатном поле. Дали говорил, что эта картина вдохновляет его и завораживает, как никакая другая. Он признавался, что всегда чувствовал в ней смерть. И действительно, когда полотно стали исследовать с помощью рентгена, оказалось, что вместо корзины с картофелем, над которой стоят крестьяне, Милле изначально изобразил детский гроб. Объясняется такой неожиданный сюжет просто: младенец был некрещеным, поэтому его пришлось хоронить не на кладбище, а в поле. А изменить идею художник мог потому, что без похоронной темы картину было проще продать.

Мистическое совпадение: у Дали был старший брат Сальвадор, который в младенчестве скончался от менингита. Спустя девять месяцев родился второй Сальвадор — родители не могли смириться с потерей и назвали второго сына именем первенца. Когда мальчику было пять лет, мать с отцом отвели его на могилу и сказали, что он — реинкарнация брата. Эта версия не понравилась будущему художнику.

Еще до рентгеновских исследований Дали понимал, что в картине Милле что-то не так. Повзрослев, он переписывал этот сюжет более 60 раз, стараясь разобраться. И «Архитектонический “Анжелюс” Милле» — один из результатов проделанной работы. Крестьяне на его холсте превратились в белые биоморфные формы.

«Пейзаж с загадочными элементами»

 

«Пейзаж с загадочными элементами» — одна из самых значимых работ Сальвадора Дали, созданная в середине 1930-х годов. Здесь присутствуют темные кипарисы — частые гости на полотнах Дали. Это отсылка к картине Арнольда Беклина «Остров мертвых», которую Сальвадор очень любил.

Спиной к зрителю изображен Вермеер Делфтский — голландский художник XVII века, творчество которого ценил Дали. Мастер представлен сидящим за мольбертом, и это напоминает о его собственной картине «Искусство живописи». Создавая «Пейзаж с загадочными элементами», Дали уделял особое внимание соотношению света и тени, точности деталей — этим отличались и работы Вермеера. За это Дали называл его изобретателем цветной фотографии. Для того чтобы предельно точно и детально изображать людей и предметы, Вермеер использовал камеру обскура. А Дали в этом помогала лупа.

На картине есть и сам Сальвадор — в образе мальчика в матросском костюмчике, играющего под присмотром няни. Оба эти персонажа часто встречаются в работах сюрреалистического периода, так же как и огромные зерна фасоли, образующие символ инь-ян.

«Мягкий автопортрет с жареным беконом»

 

Один из самых известных автопортретов Дали также показывают в России в первый раз. Художник создал его в 1941 году, когда переехал в Соединенные Штаты Америки. Узнать его в персонаже, лицо которого, кажется, лишено костей, можно по знаменитым тонким усам, закрученным вверх.

В своей автобиографической книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» художник говорит о творческом перерождении — а именно так он относился к этому автопортрету — через образ змеи, сбрасывающей кожу.

«Я убил свое прошлое, чтобы избавиться от него. Так змея избавляется от своей старой кожи — моя старая кожа в таком случае бесформенная и революционная послевоенная жизнь. Эти строки — конвульсии, которые позволят мне отбросить в забвенье последние куски прошлого, еще приставшие ко мне. Новая кожа и новая земля! Земля свободы, столь возможной, земля Америки, предпочитаемая потому, что она молода и не затронута даже тенью драмы… Речь идет не о косметической хирургии или увечье, но о возрождении. Я не отрекаюсь ни от чего. Я продолжаюсь», — писал он.

На постаменте рядом с фигурой лежит полоска жареного бекона. «Моя живопись — это жизнь и пища, плоть и кровь», — так пояснял Дали значение этого элемента.

«Безумный Тристан. Эскиз декорации»

 

Дали очень интересовался сюжетом о Тристане и Изольде — легендарных влюбленных, героях многочисленных рыцарских романов. В 1944 году, взяв за основу оперу Вагнера «Тристан и Изольда», он создал либретто, костюмы и декорации для балета «Безумный Тристан». Это была последняя совместная работа Дали и Леонида Мясина — хореографа и танцовщика дягилевской труппы. Сам Дали называл спектакль первым параноидальным балетом о любви до гроба.

Лейтмотив постановки — история любви и смерти. Дали снова обращается к теме «Анжелюса» Милле: голову Тристана он изобразил в виде отцветающего одуванчика, а Изольде добавил крестьянскую повозку, вырастающую из спины. Переплетающиеся между собой корни напоминают о деревьях, которые выросли на могилах героев.

1940-е годы стали для Дали достаточно плодотворными. Его картины и книга пользуются успехом, он сотрудничает с Уолтом Диснеем — создает мультфильм Destino, который, как и его полотна, наполнен сюрреалистическими фантазиями.

«Ураново-атомная меланхолическая идиллия»

 

В 1945 году Дали вместе со всем миром пытался осознать факт атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Эта трагедия не могла не отразиться и на его картинах. В частности, ядерный удар стал главной темой «Ураново-атомной меланхолической идиллии» — первой работы, где главным цветом становится черный.

Дали использует мотивы, характерные для его творчества 1930-х годов: здесь и знаменитые мягкие часы, и слоны на тонких ногах-ходулях. Однако на этом холсте у них совсем иное значение: теперь это образы разрушения и страха. Единственные источники света — отрывки идиллического пейзажа, напоминающего о горячо любимой художником живописи Ренессанса.

После 1945 года в творческой жизни Дали начинается новый атомно-мистический период.

«Максимальная скорость мадонны Рафаэля»

 

Трагедия Хиросимы стала поворотным моментом в карьере Дали. Она заставила художника задуматься о мощи атома. В это же время он серьезно увлекся мистицизмом, а также обращался к классической живописи. В 1950-х Сальвадор начинает интересоваться квантовой теорией. В результате этих увлечений появилась картина «Максимальная скорость мадонны Рафаэля».

В основе композиции — голова Марии из картины «Мадонна со щегленком» Рафаэля Санти. Дали объединяет каноны классического религиозного искусства и собственную интерпретацию физических теорий. Образ Мадонны распадается на геометрические фигуры и формы по принципу золотого сечения. Дали считал, что динамическое движение этих идеальных форм, с одной стороны, доказывает непрерывность материи, а с другой — показывает процесс ядерного распада, скрытый от глаз.

«Дали со спины, пишущий Галу со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести настоящих зеркалах. Стереоскопическое произведение»

 

В начале 1970-х Сальвадор Дали начал экспериментировать со стереоскопической техникой письма. Он пытается получить объемное изображение, «выход в третье измерение».

Его картина «Дали со спины, пишущий Галу со спины…» напоминает шедевр «Менины» Веласкеса — еще одного художника, которого Дали очень ценил. А расположение мастера за мольбертом спиной к зрителю — оммаж все тому же Вермееру Делфтскому.

Главная героиня картины — Гала, жена Дали. Ее настоящее имя — Елена Дьяконова, она была родом из России. Художник познакомился с ней в 1929 году, когда она была замужем за французским поэтом Полем Элюаром. Сальвадор и Гала полюбили друг друга с первого взгляда. На первое свидание Дали пришел в драной рубашке, вместо духов использовал козий навоз, а подмышки подкрасил синей краской. Гала оценила его эксцентричный вид. Вскоре она развелась с Элюаром. Через три года Сальвадор сделал ей предложение. Этот союз был идеальным — влюбленные сходились в самом главном: Дали — гений.

Гала умерла на семь лет раньше своего супруга. Он тяжело переживал эту потерю и практически перестал творить. К слову, незадолго до смерти Гала стала бояться нищеты, хотя предпосылок к этому не было никаких. Тем не менее она даже просила мужа подписывать чистые листы бумаги, чтобы в случае финансовых проблем их можно было бы продавать как автографы. Он подчинился, хотя это было опасно: на листках недобросовестный покупатель в теории мог разместить что угодно: и рисунки, и долговые расписки.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале