Читалка экскурсовода Максима Юдова: «Петербургские зимы», «Гентский алтарь» и книги об архитектуре

Сотрудник факультета журналистики МГУ Максим Юдов ведет авторские спецкурсы и семинары по истории визуальной культуры, а в свободное время водит экскурсии по Москве. Какие книги он читает «по делу», а какие ­— «для души» — узнаем в новой «Читалке».
 
Максим Юдов 

Анна Броновицкая «Москва. Архитектура советского модернизма 1955-1991 гг.»

Этот страшно интересный справочник-путеводитель по архитектуре советского модернизма мне недавно подарили студенты.

Мы привыкли смотреть на здания XX века как на бетонно-металлические коробки, недостойные внимания. Привыкли, что их часто безжалостно сносят, считая почему-то уродливыми.

Но когда дело касается конструктивизма — это просто вопиющая, на мой взгляд, история: его нельзя не ценить! Это настоящий «бренд» советской культуры, известный во всем мире.

Броновицкая освещает в своей книге очень интересный пласт произведений советского модернизма. Там есть глава и про бассейн «Чайка», и про известный «дом на ножках», и про другие здания, в которых много всего заложено: вера в светлое будущее и стремление ввысь, в космос. Советская архитектура XX века хочет быть архитектурой будущего: соответствовать человечеству, покоряющему Вселенную.

 

Я надеюсь, что такой справочник-путеводитель поможет сохранить эти удивительные дома.

Книга читается легко и интересно. В ней собрано множество картинок, планов, фотографий. Я бы особенно советовал прочесть этот путеводитель тем, кто любит старинные исторические постройки и страдает, возвращаясь в свой спальный район. Возможно, книга научит понимать язык этой архитектуры и даже поможет ее в какой-то мере полюбить. Конечно, полюбить «хрущевку» у вас вряд ли получится, но взглянуть на нее под другим углом — может быть.

Андрей Иконников «Архитектура США. Архитектура в системе буржуазной культуры»

Иконников — один из самых известных авторов среди тех, кто пишет о XX веке. Эта книга более научная, чем предыдущая: автор анализирует всю архитектуру США.

Сегодня мы воспринимаем Америку как страну передовых технологий, которая бежит впереди планеты всей, но на самом деле так было не всегда. Вплоть до первой четверти XX века в художественном плане США находились на периферии. Все новые явления — импрессионизм, постимпрессионизм, и другие движения в искусстве формировались в Европе, а США лишь постепенно к этому процессу присоединялись. И в их архитектуре это очень отразилось. Эклектика как стиль, популярный в XIXвеке, господствовал в штатах очень долго.

 

Чудно и абсурдно смотрятся американские небоскребы начала XX века: вроде бы современные, технологичные здания (а первые небоскребы строились именно в США), — но при этом унизанные цитатами из всей истории мировой архитектуры. Конечно, эклектика везде казалась искусственной (на мой взгляд, она часто оставляет впечатление «фейка»), но в США — особенно.

Все поменялось после Второй мировой войны, во многом потому что именно в США от Гитлера бежали деятели очень известной сегодня архитектурной школы Баухаус. Тогда ее представители еще не были так популярны, но после войны стали мировыми лидерами и начали задавать тенденции в искусстве. Это дало огромный толчок развитию в том числе архитектуры США. Получилась такая трансформация — от играющей в старину эклектики до совершенно невероятных модернистских и постмодернистских поисков.

Георгий Иванов «Петербургские зимы»

Иванов — мой любимый поэт рубежа XIX и XX веков. В этой книге собраны его мемуары. Читаются они как художественное произведение, описывающее жизнь людей Серебряного века.

Иванова, конечно, немало критиковали, что он многое придумал, что на самом деле такого не было… Но так всегда, мне кажется, происходит, когда человек пишет мемуары. Каждый очевидец вспоминает события по-своему.

 

Воспоминания Иванова потрясающе написаны — действительно погружаешься в атмосферу Петербурга Серебряного века.

Книга построена как серия рассказов, которые перетекают из одного в другой, но строгой хронологической последовательности как будто нет. Это отдельные зарисовки о разных ситуациях и людях — об Ахматовой, Сологубе, Брюсове, Северянине, о своеобразных персонах типа композитора Цибульского, о котором я без этой книги никогда не узнал бы. Ты видишь в них живых людей — очень веселых, иногда странных… Как будто читаешь не прозу, а стихи.

Борис Успенский «Гентский алтарь Яна ван Эйка. Композиция произведения: божественная и человеческая перспектива»

Недавно в Генте открылась выставка Яна ван Эйка. Я давно люблю этого художника, так что по случаю вынул из закромов эту давно недочитанную мной книгу. Произведение научного характера, но читается практически как детектив.

Борис Успенский — выдающийся ученый, друг и коллега Юрия Лотмана. Он полностью анализирует алтарь, созданный в XV веке Яном ван Эйком в соборе бельгийского города Гента. Автор книги показывает, как художник соединяет черты средневекового мировоззрения и жизнеощущение нового типа — эпохи Возрождения.

 

Ян ван Эйк считается первым художником так называемого Северного Возрождения. Ему приписывается изобретение масленой краски. Эту технику быстро переняли итальянцы, но изобрели ее именно на севере. Гентский алтарь поражает иллюзионизмом отдельных деталей, там можно разглядеть все до мелочей… Но при этом в нем сквозит крайне религиозное позднеготическое настроение.

Итальянцы тогда уже «смотрели на землю» и на человека на этой земле, здесь же все пронизано глубоким религиозным духом. Приэтом ван Эйк мастерски использует новые приемы — и пространство, и объем тела, и даже почти обнаженные фигуры Адама и Евы, что для средневековой живописи было очень смело и ново.

Успенский пишет о том, как в искусстве меняется точка зрения: для средневекового художника характерен взгляд изнутри изображения. Это значит, что координаты — право и лево — отсчитываются относительно главного объекта. Например, по правую или по левую руку от Христа. В Новое время все меняется: точкой отсчета становится уже не образ внутри картины, а зритель, заглядывающий в эту картину, как в окно. Право и лево отсчитывается уже с позиции зрителя.

 
Максим Юдов проводит экскурсию «Магия пространства: Москва Фёдора Шехтеля»
Фото: Нина Верхоянская 

В Гентском алтаре применяются оба эти принципа.

Книга очень интересно построена: там есть основной текст и сноски внизу. И часто эти сноски занимают гораздо больше места, чем основной текст! Обычно никто не читает сноски, потому что они неинтересные. В этой книге сноски надо читать обязательно! Плюс в том, что можно выбрать стратегию чтения: например, сначала прочитать основной текст, а потом погрузиться в сноски. В них автор берет какую-нибудь тему или проблему и прослеживает ее насквозь.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале