Учитель года — 2020 показал, как преподавать математику с помощью Mortal Combat

Недавно стали известны имена финалистов конкурса «Учитель года — 2020». За звание лучшего педагога страны боролись 85 человек, до последнего испытания дошли пятеро из них. Абсолютным победителем стал учитель математики из Ростова-на-Дону Михаил Гуров. Педагог, ставший советником министра просвещения России, рассказал, удается ли ему заинтересовать учеников своим предметом, почему гуманитариям тоже важно владеть математикой и какой должна быть школа будущего.
 
 Фото: Mgurov.ru 

Об этом сообщает ТАСС.

Мотивация быть лучшим

Михаил Гуров воспитывался в обычной семье. Родители с самого детства поощряли его начинания, прививали самостоятельность и ответственность.

«Любой мой выбор считался правильным и поощрялся автоматически», — рассказывает о своем детстве педагог.

Математика в школе ему давалась очень легко, поэтому, когда надо было выбирать профессию, он решил поступить на механико-математический факультет: «По окончании четвертого курса меня пригласили поработать в лагерь для одаренных детей, вести у них математику. Это был достаточно интересный для меня опыт и, согласившись, поработав, я понял, что нахожусь на своем месте, что мне это интересно».

Михаил Гуров считает, что уметь мотивировать — одна из самых важных компетенций, которые нужны современному учителю. Именно необходимость в постоянной мотивации подтолкнула его и к участию в конкурсе «Учитель года»: «Я активно занимаюсь с олимпиадниками и, чтобы мотивировать своих учеников участвовать в олимпиадах и конкурсах, сам принимаю участие в профессиональных конкурсах, а также олимпиадах, где предлагается решение математических задач».

В конце прошлой недели завершился региональный этап Всероссийской олимпиады школьников, в котором участвовали много учеников Михаила Гурова. Сейчас они ждут обнародования результатов.

 
 Фото: Mgurov.ru 

Михаил Гуров преподает математику в частной школе — Лицее классического элитарного образования в Ростове-на-Дону. Но начинал он в обычной школе.

«Работа учителя — хоть в частном учреждении, хоть в муниципальном, — это общение с детьми, уроки, проверка тетрадей, контрольных. Для меня сам процесс неотличим. Здесь меня подкупило то, что в лицее собралась команда профессионалов, которые нацелены на обучение детей, на формирование личности будущего, на то, чтобы наши ученики становились успешными во всем, поступали в топовые вузы. Конечно, мне вместе с моими коллегами, которые являются первоклассными специалистами, хочется внести свой вклад в формирование людей завтрашнего дня», — говорит педагог.

При этом он отмечает, что между частной школой и обычной все-таки есть и различия. В лицее меньше бюрократии, да и классным руководством занимаются специальные сотрудники, которые освобождены от ведения занятий.

Показал, что делаю каждый день

Принимая решение поучаствовать в конкурсе, Михаил Гуров знал, что конкурировать придется с лучшими педагогами со всей страны. В качестве цели поставил перед собой вхождение в топ-15 лучших учителей России.

Конкурс состоял из трех этапов. В рамках первого 85 конкурсантов провели методический семинар и открытый урок. После него осталось 15 учителей, среди которых был и Гуров.

«Как только я прошел в эту "пятнашку", подумал, а почему бы не попытаться пройти в "пятерку"», — рассказывает учитель. Следующим испытанием стало проведение мастер-класса и классного часа.

 
Во время церемонии вручения премий Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2020» в Волгограде.
Фото: Пресс-служба Минпросвещения России

«Я долго думал над концепциями урока, мастер-класса, читал много литературы, у меня была куча советчиков. Но все, что находил, я не мог принять. Когда уже сроки начали поджимать, я решил, что лучшим вариантом будет не погрузиться в какие-то абстрактные теории, а просто показать то, что я делаю каждый день на своем рабочем месте», — говорит Гуров.

Каждый в пятерке лучших педагогов страны блестяще справился с задачей, однако по сумме баллов абсолютным победителем стал Михаил Гуров.

«То, что я стал победителем, для меня совершенная неожиданность. Наверное, я до конца этого еще не осознал», — признается он.

Урок у учителя года

Победитель конкурса «Учитель года» говорит с детьми на понятном им языке. Он точно знает, чем их заинтересовать. Мемы и смешные рисунки на контрольной — не баловство, а часть подхода Гурова. Героями его задач являются ученики и он сам. Решить такую задачу намного интереснее, чем рассчитывать скорости движения поезда из пункта А в пункт Б. В арсенале педагога есть и современные технологии, с помощью которых он визуализирует математические объекты.

Метод Гурова представляет собой интеграцию культуры детей и математики. Он рассказал, как в прошлом году в разгар подготовки к ЕГЭ в условиях пандемии коронавируса увидел, что его 11-классники играют в Mortal Combat: «Я подумал, почему бы не сделать им игру Mortal Combat с интеграцией математики, и создал 12 первоклассных бойцов. Задачей выпускников было решить примеры, с каждым из бойцов набрать звезды, баллы. И ребятам это очень понравилось».

 
 Фото: Mgurov.ru 

Учитель убежден: представление о том, что если нет способностей в чем-то, то и не нужно этим заниматься, является ложным: «Естественно, человек рождается с какими-то способностями, предрасположенностями к науке, но эти способности можно и развивать. Это серьезный, долгий и упорный процесс. Практика показывает, что научить можно каждого ребенка. Упорство, временные и трудозатраты помогают детям реализовать свой потенциал в математике. Задача учителя — это зажечь огонь в глазах. На мой взгляд, в этом есть смысл учительской работы по большей части».

Говоря о работе с одаренными детьми, Гуров отмечает, что для них он больше наставник, который лишь корректирует траекторию их движения: «Они высокомотивированы, им интересна математика, они нуждаются только в небольшой корректировке их образовательного процесса. Как руководителю мне приходится продумывать этот процесс далеко вперед, ставить какие-то цели, задачи и постепенно их решать».

Будущее «нобелевки»

Многие из выпускников Гурова добились серьезных результатов. Один из них — Макар Волков, которому удалось решить загадку античного ученого Паппа Александрийского. Сейчас он — студент механико-математического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

 
С Макаром Волковым. Фото: Mgurov.ru 

Своего воспитанника Гуров характеризует как гибкого и очень одаренного математика: «Задача была настолько сложна, что на ее решение ушло порядка полутора лет. После того как работа была проведена, это был какой-то восторг, мы решили, что нужно это представить мировому сообществу. Мы поехали с этой работой на конкурс «Ученые будущего», это конкурс, который проводится Московским государственным университетом. По его результатам прошли отбор на конкурс Intel International Science and Engineering Fair (Всемирный конкурс научных и инженерных достижений школьников, ISEF), который проходил в Лос-Анджелесе (США). В итоге Макар стал лауреатом этого престижного конкурса».

По словам педагога, будучи студентом МГУ, его ученик продолжает общаться с такими же юными гениями со всего мира, с которыми успел познакомиться в Лос-Анджелесе: «Возможно, на основе этой дружбы, которая зародилась на конкурсе, появится какая-то международная команда исследователей. Я изучал статистику ISEF, там десятки ребят впоследствии становились нобелевскими лауреатами. Объединив усилия, они способны добиться по-настоящему больших результатов».

Царица наук

По мнению Михаила Гурова, многие недооценивают роль математики. Особенно ярко это проявляется у выпускников, которые стремятся «сбежать» от нее на гуманитарный факультет: «Это желание школьников стать гуманитариями в будущем отчасти связано с тем, что существует стереотип, будто учеба на техническом факультете в разы сложнее, чем на гуманитарном. Думаю, что еще на уровне обучения в школе детям нужно показывать, что любая наука, в том числе гуманитарная, ровно настолько наука, сколько в ней математики. Ведь если ребенок впоследствии хочет стать очень крутым востребованным специалистом, ему нужна очень хорошая математическая база. Самые передовые мировые исследования в любой гуманитарной науке основываются сегодня на математических расчетах».

 
 Фото: Mgurov.ru 

Математика, уверен Гуров, — фундамент, необходимый во всех сферах. Если не получить вовремя такой основы — в школе, на ранних этапах в вузе, — то потом просто может не хватить времени, чтобы все это осилить, слишком объемна математика: «Будущим гуманитариям нужно донести, что нет ненужных наук, и математика тем более не может относиться к такой категории».

Однако, отмечает он, часто царицей наук пренебрегают и те, чья профессия напрямую связана с цифрами: «Каждый человек, который мечтает стать программистом, должен понимать, что математика — это база для всего программирования. Это и структурирование, и логика, в том числе всякие математические модели, которые могут применяться в программировании. Только серьезное знание математики может вывести программиста на высокий профессиональный уровень».

«Хочу остаться учителем»

Свою задачу в качестве советника министра просвещения РФ (абсолютный победитель конкурса автоматически на год занимает эту должность) Гуров видит в том, чтобы постараться улучшить систему образования: «Все, что касается образования, я знаю изнутри, это моя каждодневная работа. С реальными проблемами образования я знаком не понаслышке. Многие из них можно решить».

Говоря о ЕГЭ, педагог отмечает, что это та модель экзамена, которая на сегодняшний день дает выпускникам со всей страны равный доступ к высшему образованию: «В любом случае, как бы он ни назывался, ЕГЭ или что-то другое, модель должна быть сохранена».

При этом Гуров убежден, что школа будущего — это школа с индивидуализацией и персонификацией образования: «Будущее за индивидуальными траекториями образования».

 
 Фото: Mgurov.ru 

В ближайшем будущем он планирует продолжать работать в школе, делиться полученным опытом, помогать детям реализовывать свой потенциал: «Планов на будущее, связанных с вертикальным движением, у меня пока нет. Я хотел бы попытаться остаться учителем. Это мне наиболее интересно».

Нет у Гурова и планов уехать за границу, хотя такие предложения поступали неоднократно: «Хочу приносить пользу своей стране и своему региону. Когда поступают такие предложения, вспоминаю пословицу «Где родился, там и пригодился». Если все разъедутся, кто будет заниматься нашей страной, теми местами, где родился и вырос? У меня очень много друзей в Ростове-на-Дону, я к нему очень привязан, у меня здесь родители, жена, ребенок. Я не готов все это обменять на какие-то призрачные шансы устроиться за границей».

Еще учитель мечтает, чтобы все были здоровы и во всем мире царил мир. А самая его сильная мечта — чтобы каждый ребенок мог реализовать свой потенциал в той сфере, в которой он хочет, чтобы каждый ребенок мог раскрыться: «А уж учителя должны помочь им в этом.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале